2.5. Выявление потенциальных возможностей и творческих способностей ребенка,
разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе
обучения и воспитания.
2.6. Выбор дифференцированных социально-педагогических условий, необходимых для
коррекции недостатков развития и поведения и для организации коррекционноразвивающего процесса.
2.7. Определение путей интеграции проблемных детей в соответствующие группы/классы,
работающие по основным образовательным программам.
2.8. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающего
активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и
речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков
эмоционально-личностного развития и поведения.
2.9 Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок и
психоэмоциональных декомпенсаций, контроль за организацией оздоровительных
мероприятий.
2.10. Выработка мультидисциплинарного заключения об особенностях развития, здоровья
и образования обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую
комиссию.
2.11. Формирование банка данных школы о детях и подростках, имеющих проблемы
развития, обучения и поведения; представление информации с декретированным
доступом и соблюдением конфиденциальности по официальному запросу
соответствующих органов государственной системы защиты прав несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности и правонарушений.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСИЛИУМА
3.1. Консилиум создается приказом директора школы, является структурным
подразделением психолого-педагогической службы образования и возглавляется
председателем Консилиума.
3.2. Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно в помещении
образовательного учреждения.
3.3. Сотрудники Консилиума обязаны:
• Руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами,
подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей.
• Исходить в своей деятельности из принципов интегрированного обучения и воспитания
детей, применяя все необходимые современные социально педагогические подходы для
обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде.
• В пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами, на любом
профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей,
обучающихся в образовательном учреждении, и их семей.
• Сотрудники несут ответственность за соблюдение конфиденциальности и
несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.
3.4. Консилиум готовит документы на районную ПМПК в случае неясного диагноза или
при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка.
4. СОСТАВ КОНСИЛИУМА (формируется с учетом его цели)
Постоянные члены: директор, заместитель директора по УВР, педагог-психолог,
заместитель директора по ВР или социальный педагог, классный руководитель.
Временные члены: медицинский работник, учителя-предметники, родители (законные
представители), учителя-предметники.
4.1. Заместитель директора по УВР - отвечает за общие вопросы организации заседаний:
обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного
заcедания, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного
процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций Консилиума.
4.2. Учителя - предметники - выявляют пробелы в знаниях, выполняют педагогическую
диагностику, составляют и реализуют индивидуальный план сопровождения.
4.3. Педагог – психолог – обеспечивает содержательную сторону работы, организует
сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях и возможностях
учащихся, причинах трудностей в обучении и отклонениях в поведении, осуществляет
режиссуру заседания, проводит диагностику учащихся, проводит профилактические,
коррекционно – развивающие мероприятия.
4.4. Заместитель директора по ВР или социальный педагог – проводит социально –
педагогическое обследование проблемного ребенка и его ближайшего окружения,
осуществляет защиту прав ребенка, даѐт рекомендации по устранению конфликтных
ситуаций в семье, реализует социальные программы профилактики и коррекции
поведения детей.
4.5. Школьная медсестра – информирует о состоянии здоровья учащихся, направляет на
консультации к узким специалистам (неврологу, психоневрологу, психиатру, наркологу и
т. д.)
4.6. Классный руководитель - дает ребенку характеристику, формулирует в обобщенном
виде смысл трудностей в его социальной адаптации и обучении, активно участвует в
собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации Консилиума.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА КОНСИЛИУМОМ
5.1. Обследование ребенка проводится каждым специалистом Консилиума
индивидуально.
5.2. По результатам обследования каждый специалист оформляет собственное
профессиональное заключение.
5.3. На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально
вырабатываются комплексное заключение и рекомендации Консилиума.
5.4. Полученные результаты обследования на Консилиуме фиксируются в протоколе
первичного обследования и заносятся в Карту развития ребенка, в которой находятся все
данные индивидуального обследования специалистами.
5.5. В Карту развития ребенка в последующем вносятся данные об обучении ребенка,
данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами. Данные
вносятся в конце каждой четверти.
5.6. По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистамичленами Консилиума вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной
коррекционно-реабилитационной работы с учащимся.
5.7. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционнореабилитационной работы проводится на заседаниях Консилиума не менее одного раза в
четверть и выносится на малые педсоветы.
5.8. В конце учебного года на заседании Консилиума рассматриваются результаты
коррекционно-реабилитационной работы, психолог составляет заключения, а другие
специалисты (учитель, заместитель директора по ВР) готовят социально-педагогическую
характеристику на каждого проблемного ребенка.
5.9. В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты Консилиума
направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные
учреждения для решения вопроса об оказании этим детям дополнительной
специализированной педагогической, психологической и медицинской помощи.
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ КОНСИЛИУМА
1. Приказ об организации консилиума.
2. Протоколы заседаний консилиума.
3.Карта развития ребенка с краткими обобщающими заключениями специалистов,
окончательным коллегиальным заключением Консилиума, дневником (листомвкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;
4.Список специалистов Консилиума;
5.План работы Консилиума;
6.Списки детей, находящихся под динамическим наблюдением специалистов
Консилиума;
7.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов
Консилиума.
Информация педагога-психолога
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности
(наблюдения, результаты беседы с родителями, педагогами, результаты опросов,
обследования самих школьников). Даются не конкретные данные, а обобщенные
аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал
представляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Содержание данных:
** Дать описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия
школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой
на содержание психолого-педагогического статуса школьника.
** Назвать сферы психической жизни ребенка или подростка, в которых обнаружены
определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной
нормы.
** Назвать сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется
выраженными индивидуальными особенностями. Описать реальные проявления.
Информация классного руководителя
** Собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует
собственные наблюдения.
** Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных
школьников и класса в целом. Информация должна содержать:
- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Содержание данных, предоставляемых педагогами:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала, виды заданий,
вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с
педагогами и со сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности
(плач, раздражение, агрессия, испуг).
Давая педагогическую характеристику ученику, нужно останавливаться только на тех
показателях, которые важны для консилиума.
Информация заместителя директора по воспитательной работе или социального
педагога
Дает информацию о социальном статусе ребенка:
** сведения о родителях, тип семьи;
** стиль воспитания в семье;
** взаимоотношения родителей и детей в семье;
** обеспеченность семьи.
1. Общая характеристика семьи:
- состав семьи (полная, неполная, формально полная);
- характеристика семьи (гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая,
асоциальная, аморальная);
- типовое состояние семьи (эмоциональный комфорт, дискомфорт, нервно-психическое
напряжение):
- стиль семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный,
неустойчивый);
- нарушения семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция, потворствующая
гиперпротекция, эмоциональное напряжение, жестокое обращение, повышенная
материальная ответственность).
2. Отношение к школе:
- поддерживают тесную связь;
- поддерживают контакты эпизодически (связи носят случайный характер, родители
избегают контактов).
З. Особенности семейного воспитания.
4. Недостатки семейного воспитания.
5. Причины недостатков:
- неблагополучная семья;
- отсутствие единых требований;
- низкий культурный уровень;
- отсутствие контроля;
- использование антипедагогических мер и др.
Информация медицинского работника.
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.
Содержание информации:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на
развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических
заболеваний.
З. Характеристика заболеваемости за последний год.
Информация заместителя директора по УВР.
Содержание данных, предоставляемых заместителем директора по учебновоспитательной работе:
** Качественные характеристики учебной деятельности педагога: организация
деятельности учащихся на уроке, трудности, возникающие при этом.
** Количественные показатели учебной деятельности педагога: успеваемость по
предмету, причины низкой успеваемости.
** Показатели общения в учебных ситуациях: трудности, возникающие в общении с
учащимися.
** Показатели эмоционального состояния и их влияние на эмоциональное состояние
учащихся.
Карта развития ребенка является обязательным документом для осуществления
межпрофессионального взаимодействия специалистов Консилиума, хранится у
Председателя Консилиума и выдается только специалистам, работающим в Консилиуме.
7.ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСИЛИУМА.
Подготовительный этап
1. Изучение состояния учебно-воспитательного процесса в классе
(классный руководитель, заместитель директора по УВР).
2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных, трудных, проблемных
детей с помощью анкетирования, наблюдения (педагог-психолог, педагоги)
З. Общее знакомство с классом, наблюдение, беседа с классными руководителями,
учителями.
4. Изучение межличностных отношений в классе (психолог).
6. Согласование хода консилиума и условий его проведения (администрация, педагогпсихолог, педагоги, медик).
Заключительный этап
Ход консилиума:
1. Психологическая и целевая установка.
2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе
с классом и путей устранения на конструктивной и доброжелательной основе.
З. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение
рекомендаций участников.
4. Письменное оформление рекомендаций.