ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» В МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова г Моздока I. Общие положения 1.1. Положение об особенностях преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – Положение) устанавливает правила организации изучения предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» в МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова г Моздока (далее – школа). 1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) является обязательной, реализуется в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (далее – ООП ООО) и обеспечивает в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. 1.3. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; - формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. I. Организация изучения ОДНКНР 1 2.1. ОДНКНР может быть реализована через: - занятия по ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений; - включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; - включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся. 2.2. Школа вправе самостоятельно определить вариант реализации ОДНКНР, в том числе сочетая варианты, указанные в пункте 2.1 Положения. 2.3. С целью организации изучения ОДНКНР и определения набора курсов/модулей, входящих в ее состав, школа проводит опрос родителей (законных представителей) по вопросу выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой воспитательной направленности в соответствии с регламентом, направленным письмом Минобрнауки России от31.03.2015 №08-461. 2.4. В случае, если конкретный модуль/курс ОДНКНР выбрал только один родитель (законный представитель), школа вправе заключить договор о сетевой форме реализации модуля/курса ОДНКНР с другой образовательной организацией. II. Права и обязанности родителей (законных представителей) 3.1. Родители (законные представители) учащихся осуществляют выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОДНКНР, включенных в основные общеобразовательные программы. 3.2. Родители (законные представители) учащихся вправе выбрать изучение модуля/курса ОДНКНР в форме семейного образования. 3.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и образования ребенка. 3.4. Родители (законные представители) учащихся не вправе отказаться от выбора модуля/курса ОДНКНР, который будет изучать их ребенок, так как учащийся обязан освоить образовательную программу в полном объеме и не может отказаться от изучения обязательной предметной области ОДНКНР. III. Система оценивания учебных достижений учащихся 4.1. Учебные достижения учащихся подлежат оцениванию в случае включения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросыдуховно-нравственного воспитания 4.2. Оценивание учебных достижений учащихся по модулю/курсу ОДНКНР производится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по основным общеобразовательным программам в МОУ «СОШ №100». 4.2. В рамках изучения ОДНКНР учащиеся выполняют творческие работы, если это предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких творческих работ производится в соответствии с Положением. 4.3. Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. 4.4. Содержание творческой работы оценивается по следующимкритериям: 2 № п/п 1 2 3 4 5 Оценка в Критери баллах и Соответствие названия проекта содержанию 0-1 Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос, вывод 0-6 Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии 0-2 Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и структурированы 0-3 Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм 0-4 (когнитивныйкомпонент), наличие позитивного отношения к нормам (ценностный компонент), принятие норм (эмоциональный компонент), поведение всоответствии с нормами Максимальный балл – 16. Перевод баллов в оценку: от 0 до 7 баллов – 2; от 8 до 11 баллов – 3; от 12-14 баллов – 4; от 14 до 16 баллов – 5. 4.5. В рамках изучения ОДНКНР учащиеся выполняют тестовые работы, если это предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких тестовых работ производится в соответствии с Положением. 4.6. Тестовая работа может быть использована для тематического и итогового контроля. При выполнении 35% и более объема тестовой работы уровень знаний учащихся оценивается как «3», при выполнении – 36%–50 % объема тестовой работы – как «4», при выполнении – от 50%–100% - объема тестовой работы – как «5». IV. Особенности выставления отметки в аттестат 5.1. Если курс/модуль ОДНКНР входит только в часть, формируемую участниками образовательных отношений, отметка по нему выставляется в аттестат об основном общем образовании, если за два учебных года курс/модуль преподавался в объеме 64 часа и более. 5.2. Если ОДНКНР преподается как отдельный учебный предмет или в составе других учебных предметов, отметка выставляется в аттестат об основном общем образовании по предмету в целом. 3