положение о наставничестве (1)

\.'v '‘..\р06РАЗОь
.. 108 ,а

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом

И

'z-''

УТВЕРЖДАЮ
.о. директеЙмбОУ СОШ №108
лах

(у''

МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова
Протокол № / OTo^-M<*^

им Ю.В. Андропова
И.Г. Григории

Приказ №
.

А

от

. , А * lOA-A • А?

%.'fyo *

Положение о наставничестве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) определяет порядок
организации и проведения работы по наставничеству в МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова г
Моздока (далее - организация), права и обязанности наставников и стажеров.

1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:

Наставничество - форма адаптации, практического обучения и воспитания новых или менее
опытных работников организации в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками,
приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной культуре организации.
Наставник - более опытный работник организации, принимающий на себя функции по обучению
новых или менее опытных работников.
Стажер - новый работник организации, прикрепляемый к наставнику.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в организации на основе
единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации педагогов, обеспечение
оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами
необходимых результатов, снижение текучести кадров и мотивирования новых работников к
достижению целей организации.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- оказание помощи стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с
современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;
- обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству,
соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;
- содействие достижению стажером высокого качества труда;

- вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры;
- воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей деятельности.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество в организации вводится на основании приказа директора.
3.2. Отбор кандидатур наставников осуществляется по следующим критериям:

- высокий уровень профессиональной подготовки;
- наличие общепризнанных личных достижений и результатов;
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

- способность и готовность делиться профессиональным опытом;
- стаж профессиональной деятельности в организации не менее двух лет.

л
3.3. Работник назначается наставником с его письменного согласия.
3.4. За одним наставником закрепляется одновременно не более двух стажеров.
3.5. Наставничество осуществляется в течение всего периода, назначенного стажеру.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник имеет право:

- требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения
в профсоюзные органы, непосредственному руководителю, вышестоящему руководителю о
поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

- участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшей
работы в организации.
4.2. Наставник обязан:

- ознакомить стажера с основами корпоративной культуры организации;

- изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе,
коллективу, увлечения, наклонности;
- оказать стажеру индивидуальную помощь практическими приемами и способами качественного
выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- разработать индивидуальную программу наставничества для стажера;
- личным примером развить положительные качества стажера, корректировать его поведение на
работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ
жизни,
общественно
значимые
интересы,
содействовать
развитию
культурного
и
профессионального кругозора;
- информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности организации;
- развить у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой
техники и современных технологий;
- способствовать развитию постоянного интереса к инновационному творчеству, внедрению
современных стандартов качества образования;

- с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать его
профессиональному
росту,
достижению
высокого
профессионализма,
участвовать
в
формировании и развитии карьеры;
- составить характеристику на стажера;

- заполнять анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 1).
4.3. Ответственность наставника:

- наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения
функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим Положением;
- при отказе от продолжения стажировки двух стажеров подряд наставник лишается статуса
наставника.
5. Права и обязанности стажера

5.1. Стажер имеет право участвовать в разработке программы наставничеству и вносить
предложения о ее изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.
5.2. Стажер обязан:
- ознакомиться под подпись с выпиской из приказа о назначении наставника в течение трех дней с
момента издания приказа;

- выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и Правилами трудового
распорядка;
- проходить контрольные мероприятия согласно программе наставничества, в том числе заполнять
анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 2).
6. Анализ работы стажера

6.1. Предварительный анализ работы стажера осуществляется по истечении первого и второго
месяца его адаптации в организации, при котором рассматриваются следующие вопросы:

- анализ процесса адаптации работника в организации;

- выполнение на данный период индивидуального плана работ по программе наставничества;
- обозначение сильных и слабых сторон работника;

- обсуждение того, что необходимо улучшить;
- необходимая помощь со стороны организации.
6.2. Наставник при необходимости по результатам предварительного анализа корректирует
программу наставничества, дополнительно разрабатывает и принимает необходимые меры для
ликвидации выявленных затруднений и дефицитов в процессе адаптации стажера.
6.3. Если по итогам контрольных мероприятий выявится необходимость в продолжении
наставничества, то наставник с участием стажера разрабатывает и реализует дополнительные
мероприятия, направленные на адаптацию стажера.

Приложение № 1
к Положению о наставничестве
Анкета для наставника

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых
работников в нашей организации.
К Вам прикреплен стажер. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы
оцениваете результат.
Вопрос

Оценка (по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами со стажером,
для получения им необходимых знаний и навыков?

4

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям стажер?

5

3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?

3

4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?

3

5. Насколько, по Вашему мнению, стажер готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?

5

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма стажера?

5

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для стажера при прохождении наставничества?
Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

- помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми
правилами поведения;

4

- освоение практических навыков работы;

5

- изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

4

- освоение административных процедур и принятых правил
делопроизводства

4

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого
из методов:
- самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение
заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по
электронной почте;

4

- в основном самостоятельное изучение стажером материалов и
выполнение заданий, ответы наставника на возникающие
вопросы по телефону;

4

-личные консультации в заранее определенное время;

3

-личные консультации по мере возникновения необходимости;

5

- поэтапный совместный разбор практических заданий

5

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:

предложений нет.

Приложение № 2
к Положению о наставничестве.
Анкета для стажера

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых
работников.
Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на
вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий
ответ или укажите свой вариант ответа.

1. Как можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий
вариант или напишите свой:

- каждый день;
- один раз в неделю;
- 2-3 раза в месяц;
- вообще не встречались.
2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

- 3,5-2,5 часа в неделю;
- 2-1,5 часа в неделю;
- полчаса в неделю;
3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы
были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы - наставник»:

- 30-70 процентов;
- 60-40 процентов;
- 70-30 процентов;
- 80-20 процентов.
4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
-да, всегда;

- нет, не всегда;
- нет, никогда.
5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете
правильно, неправильно, что можно улучшить?

- да, каждый раз после окончания задания;

- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
- да, раз в месяц;

- нет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».