Положение о программе наставничества

.дакского^;...
*'•' ^ОБРАЗОа^О^
o\s,«S 108 Им
■У АНН 15/е ■ -ft V

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
МБОУ СОШ №108

и.о. директора МбЖСОЙ1№108
Им Ю’.В. Андропова
;<григорян
шказ Ж^от/^/^7^^г?!»?

Им Ю.В. Андропова
протокол № /от

Положение о программе наставничества МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о программе наставничества МБОУ СОШ №108 им Ю.В.
Андропова г Моздока (далее - Положение) регламентирует особенности внедрения
целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ
наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением
Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,
локальными нормативными актами МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова г Моздока
(далее - школа).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями
и навыками.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого
в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные
и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки

и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт
в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый
и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции
и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - работник школы, назначаемый директором, который отвечает
за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.

Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь
с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку,
организует стажировки и т. д.).

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности,
а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте
от 10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов школы.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
• улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной,
социокультурной и спортивной сферах;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными
особенностями которого являются нестабильность, неопределенность,
изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
• раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
• создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
• создание канала эффективного обмена личностным, жизненным
и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной
и профессиональной деятельности;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы,
способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.

3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем
у обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей
школы из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными
и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе
и пользующихся авторитетом в коллективе.
К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги, выпускники
и специалисты предприятий и организаций.

3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного
обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется
на группу обучающихся).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении
которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение
наставника происходит после получения письменного согласия его законного
представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, по другим веским причинам.

3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае
неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
• улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных;
• развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
• рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
• улучшение психологического климата школы, создание психологически
комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
• привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных образовательных и социальных программ школы.
3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
предусматривается:

объявление благодарности, награждение почетной грамотой;

• материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами
школы.
4. Руководство наставничеством

4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который
назначается распорядительным актом директора школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
организация обучения наставников;
контроль проведения программ наставничества;
участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
наставничества;
• решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
• мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.

•
•
•
•

4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
• определяет кандидатуру наставника;
• определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
• определяет срок наставничества;
• осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс
работы по наставничеству, программу наставничества;
• создает необходимые условия для совместной работы наставника
и наставляемого;
• вносит предложения о замене наставника;
• вносит предложения о поощрении наставника;
• обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных
документов по итогам наставничества.
5. Права и обязанности наставника

5.1. Наставник имеет право:

• вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором
работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество,
о создании условий для совместной работы;
• требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
• осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения
заданий, поручений и качества выполненной работы;

• обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:

• руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности;
• способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических
качеств;
• оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей,
ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями
и основами корпоративной культуры;
• оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ
и локальных нормативных актов школы, регламентирующих исполнение
должностных обязанностей наставляемого;
• способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных
ошибок;
• передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам
работы;
• привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
• воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда,
проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной
этики;
• периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его
дисциплине и поведении, результатах профессионального становления.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:

• обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
• вносить предложения по корректировке программы наставничества;
• обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
• выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
• выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей
при реализации программы наставничества;
• совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы
и способы качественного исполнения обязанностей;
• устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
• проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
• обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

• участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. Формы и стили наставнической деятельности

7.1. Формы наставнической деятельности:

• прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или)
обучающимся, общение с ним не только в рабочее время,
но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт,
путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму,
а также влияние на его окружающую среду);
• индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и
(или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется
на группу молодых специалистов и (или) обучающихся);
• открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и
(или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого
специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго);
• коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым
специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или
коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива
осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).
7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
• инструктаж - стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
• объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как правильно
выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает
обоснование своим действиям;
• развитие - это стиль, при котором наставник предлагает решить
производственную задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества

8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается куратором или
другим работником школы, назначенным директором, в соответствии
с законодательством РФ.

8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный
год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами
потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться
куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей
обучающегося/его законных представителей) исходя из специфики психолого­
педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором
в сотрудничестве с парами «наставник + наставляемыйл/группами в соответствии
с запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании
с родителями/законными представителями несовершеннолетнего.

8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание,
формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья
учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся
у школы ресурсы.
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.

Структура программы

№п/п
1

Элементы программы
Пояснительная записка

Содержание элементов программы

Цель и задачи программы наставничества
в соотношении с проблематикой образовательного
процесса, характеристикой континента школы.

Выбранные на данный период формы
наставничества в соотношении с целью и задачами
внедрения целевой модели
2

План-график реализации
программы

Таблица с мероприятиями и сроками реализации
программы, ответственными, описанием итогового
или контрольного события, результата

3

Мониторинг
эффективности
реализации программы

Описание содержания, этапов и сроков мониторинга
и ответственных за его проведение

4

Приложение

Анкеты, опросники, справки, иные материалы,
необходимые для реализации программы

8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим
советом.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;

2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.

9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется
с периодичностью один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе
анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком,
установленным программой.

9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества
на сайте школы размещается и своевременно обновляется следующая информация:
• реестр наставников;
• мини-портфолио наставников;
• перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества;
• анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели
наставничества, и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».