.дакского^;... *'•' ^ОБРАЗОа^О^ o\s,«S 108 Им ■У АНН 15/е ■ -ft V СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом МБОУ СОШ №108 и.о. директора МбЖСОЙ1№108 Им Ю’.В. Андропова ;<григорян шказ Ж^от/^/^7^^г?!»? Им Ю.В. Андропова протокол № /от Положение о программе наставничества МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о программе наставничества МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова г Моздока (далее - Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными нормативными актами МБОУ СОШ №108 им Ю.В. Андропова г Моздока (далее - школа). 1.3. В Положении используются следующие понятия: Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - работник школы, назначаемый директором, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует стажировки и т. д.). 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов школы. 2.2. Задачи внедрения наставничества: • улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах; • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; • создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения. 3. Порядок организации наставничества 3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества. 3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей школы из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги, выпускники и специалисты предприятий и организаций. 3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от его направления и формы. 3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося) и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся). 3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника происходит после получения письменного согласия его законного представителя. 3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам. 3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением. 3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются: • улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных; • развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала; • рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные и карьерные траектории; • улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов; • привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ школы. 3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается: объявление благодарности, награждение почетной грамотой; • материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами школы. 4. Руководство наставничеством 4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается распорядительным актом директора школы. Куратор осуществляет следующие функции: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; организация обучения наставников; контроль проведения программ наставничества; участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; • решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации наставничества; • мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы. • • • • 4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции: • определяет кандидатуру наставника; • определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество; • определяет срок наставничества; • осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу наставничества; • создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого; • вносит предложения о замене наставника; • вносит предложения о поощрении наставника; • обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник имеет право: • вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы; • требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью; • осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы; • обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 5.2. Наставник обязан: • руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности; • способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств; • оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры; • оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных нормативных актов школы, регламентирующих исполнение должностных обязанностей наставляемого; • способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок; • передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы; • привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы; • воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики; • периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый имеет право: • обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией программы наставничества; • вносить предложения по корректировке программы наставничества; • обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника. 6.2. Наставляемый обязан: • выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки; • выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при реализации программы наставничества; • совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения обязанностей; • устранять совместно с наставником допущенные ошибки; • проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе; • обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; • участвовать в общественной жизни коллектива школы. 7. Формы и стили наставнической деятельности 7.1. Формы наставнической деятельности: • прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) обучающимся, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду); • индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на группу молодых специалистов и (или) обучающихся); • открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго); • коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся). 7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи): • инструктаж - стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия; • объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям; • развитие - это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу и представить результат. 8. Разработка программы наставничества 8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается куратором или другим работником школы, назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ. 8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей обучающегося/его законных представителей) исходя из специфики психолого педагогической ситуации. 8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве с парами «наставник + наставляемыйл/группами в соответствии с запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании с родителями/законными представителями несовершеннолетнего. 8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся у школы ресурсы. 8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже. Структура программы №п/п 1 Элементы программы Пояснительная записка Содержание элементов программы Цель и задачи программы наставничества в соотношении с проблематикой образовательного процесса, характеристикой континента школы. Выбранные на данный период формы наставничества в соотношении с целью и задачами внедрения целевой модели 2 План-график реализации программы Таблица с мероприятиями и сроками реализации программы, ответственными, описанием итогового или контрольного события, результата 3 Мониторинг эффективности реализации программы Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и ответственных за его проведение 4 Приложение Анкеты, опросники, справки, иные материалы, необходимые для реализации программы 8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим советом. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один раз в полугодие. 9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой. 9.4. В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется следующая информация: • реестр наставников; • мини-портфолио наставников; • перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества; • анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества, и др.