План внеурочной деятельности

Приложение к ООП СОО

План внеурочной деятельности обучающихся
МБОУ СОШ № 108 им. Ю.В. Андропова
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела
основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой
описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере
внеурочной деятельности и включает:
–
план
организации
деятельности
ученических
сообществ
(групп
старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в
рамках «Российского движения школьников», «Юнармии», «Волонтеров»);
– план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, школьные олимпиады по предметам программы
средней школы); – план воспитательных мероприятий.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная
программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация
образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В
соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих
нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; - Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №
1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования" С изменениями и дополнениями от 29 декабря
2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования; - письма Департамента общего образования Минобрнауки России от
12.05.2011 г. №03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной
деятельности при введении ФГОС общего образования»
Цель внеурочной деятельности:
- Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
учащегося в свободное от учѐбы время;
- Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.
Реализация плана внеурочной деятельности среднего общего образования
направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего обучения,
в том числе:
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
• приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
• формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;
• получения опыта самостоятельного социального действия;
• приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям:
- формирования
компетентности;

коммуникативной,

этической,

социальной,

гражданской

- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни; - формирования
чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к
профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта
и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
- достижения метапредметных результатов;
- формирования универсальных учебных действий;
- формирования познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности с обществом и
окружающими людьми; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня. Ежедневно
проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учетом общего
количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности.
Обеспечение учебного плана
План внеурочной деятельности обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной
деятельности в 10-11 классах, реализующих федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования.
Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и
обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному
плану внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности реализуется в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Для изучения запроса изучаются
потребности, интересы обучающихся посредством анкетирования, опроса родителей и
учеников.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГОС СОО
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую

культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приѐмами. В ходе реализации внеурочной деятельности учащиеся
10-11 классов получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют
собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру. Обучающиеся 10-11
классов ориентированы на:
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;
- самостоятельного общественного действия. В соответствии с образовательной
программой, внеурочная деятельность должна иметь следующие результаты:
- достижение обучающимися функциональной грамотности;
- формирование
образования;

познавательной

мотивации,

определяющей

постановку

- успешное овладение учебного предмета учебного плана;
- предварительное профессиональное самоопределение;
- высокие коммуникативные навыки; - сохранность физического здоровья
учащихся в условиях школы.
3. НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.

Для реализации направлений применяются следующие виды и формы внеурочной
деятельности:
Виды
Познавательная
деятельность

Формы
Познавательные
беседы,
интеллектуальные
исследовательская практика обучающихся.

Художественное
творчество

Образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии
Факультативные, элективные занятия
Интеллектуальные игры
Конференции
Олимпиады
Интеллектуальные марафоны
Предметные недели
Занятия объединений художественной направленности
Фестивали
Художественные выставки
Спектакли
Художественные акции школьников в окружающем школу
социуме
Этические беседы
Деятельность органа ученического самоуправления «Совет
старшеклассников»

Проблемно-ценностное
общение

Досуговоразвлекательная
деятельность
(досуговое общение)
Игровая деятельность

клубы,

Ситуационные классные часы
Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних
экспертов
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне
класса и ОУ
Досугово-развлекательные акции школьников в
социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной
самодеятельности )
Социально моделирующая игра

Трудовые десанты, акции
Трудовая
(производственная)
деятельность
Спортивно-оздоровительная Спортивные секции
деятельность
Школьные
спортивные
турниры,
состязания
оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные проекты школьников в
социуме

и

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы
внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в
неделю в соответствии рабочей программой учителя) и несистемные занятия
(тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее
количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).

Системные курсы реализуются в соответствии с расписанием по внеурочной
деятельности по программам, утвержденным на методсовете.
Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы школы,
классного руководителя. Несистемные занятия проводятся в свободной форме, с учетом
основных направлений плана внеурочной деятельности и с учетом скользящего графика
проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно
проведение занятий с группой учащихся, с учетом их интересов и индивидуальных
особенностей.
Несистемные (тематические) курсы разрабатываются из расчета общего количества
часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности.
Образовательная нагрузка несистемных (тематических) курсов распределяется в рамках
четвертей.

Сотрудничество с другими организациями
Сотрудничество с ГИБДД в рамках
профилактической работы по безопасности
движения
Сотрудничество с КДН и ПДН ОМВД в
рамках профилактической работы по правонарушениям
Сотрудничество с Пожарной охраной,
МЧС. ПЧ-4
Военкомат, ДОСААФ, Совет ветеранов

- акции, беседы, совместные мероприятия,
конкурсы;
совместная профилактическая работа
- совместная профилактическая работа по
правонарушениям
- участие команды школы в конкурсных
мероприятиях, посещение пожарной части;
совместная профилактическая работа
Вахта памяти встречи, концерты;
- акция «Подарок ветерану»

4. МОНИТОРИНГ ЗАНЯТОСТИ
Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется
педагогами в Журнале учета, в котором содержится следующая информация: ФИО
педагога, ФИ учеников, класс, дата проведения и форма проведения занятия. Аудиторных
занятий не должно быть более 50% от общего количества занятий. Классным
руководителем составляется карта занятости учащихся, в которой ведется учет количества
часов ВД по каждому ученику. Карта занятости учащихся класса позволяет отследить
нагрузку ребенка в неделю. Данная информация сдается дважды в год (сентябрь, май) завучу. Данная информация включается в общешкольный мониторинг. Участие в
несистемных мероприятиях отмечаются в журнале воспитательной работы.

Всего

Классные
часы

Социальное

Общекультур
ное

Общеинтел
лектуальное

ФИ
Название

Духовнонравственное

№

Спортивнооздоровитель
ное

Образец карты занятости обучающихся

1
2
5. ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС СОО.
Цель диагностики - выяснить, являются ли (и в какой степени)
воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми заняты
обучающиеся.
Предмет диагностики:
- личность самого воспитанника;
- классный коллектив; профессиональная позиция педагога.
Диагностика осуществляется с помощью:
- диагностико-аналитического инструментария. Он включает в себя
представленные
в таблице критерии и методики оценочно-аналитической
деятельности (см. таблицу).
Результаты
Личностные результаты

Критерии
анализа
и
оценки
Сформированность
(развитость)
ценностных
отношений:
К
познавательной
деятельности;
К
преобразовательной
деятельности проявлению в
ней творчества
к
социальному
и
природному окружению (на
основе норм права и
морали); к Отечеству; к
прекрасному; к себе, образу
своей жизни, собственному
развитию

Методики
изучения
и
анализа
Методика
"Определение
сформированности
ценностных
ориентаций"
(автор
Б.С.Круглов).
Методика
изучения
развития
ценностных
отношений
школьников
(разработана
Н.А.
Алексеевой, Е.И. Барановой,
Е.Н. Степановым).
Методика
изучения
ценностных
отношений
учащихся на материале
русских
пословиц
(разработана
С.М.
Петровой, М.В. Васильевой,
Н.И.
Зарембо,
С.И.

Социальная
активность

адаптация

и

Чувство
удовлетворения
детей и взрослых процессом
и результатами воспитания
и жизнедеятельно стью в
образовательном
учреждении

Произошедшие
в
ходе
развития
изменения
в
школьном коллективе

Емельяновой,
Н.А.
Маныгиной,
М.Ф.
Матвеевой, О.С. Скачковой;
под научным руководством
С.М. Петровой).Социализированность детей Методика
изучения
социализированности
личности
учащегося
(разработана
М.И.
Рожковым).
Методики
изучения качества работы
педагогов по социализации
учащихся (разработаны Е.Н.
Барышниковым).
Удовлетворенность детей и Методика
изучения
взрослых
процессом
и удовлетворенности
результатами воспитания и учащихся школьной жизнью
жизнедеятельностью в ОУ
(разработана
А.А.
Андреевым).
Методика
оценки
школьной
социальнопсихологической
комфортности (разработана
А.А. Андреевым). Методика
изучения
удовлетворенности
родителей
работой
образовательного
учреждения
(разработана
Е.Н.
Степановым).
Методика
изучения
удовлетворенности
педагогов
жизнедеятельностью
в
образовательном
учреждении
(разработана
Е.Н. Степановым)
Сформированность
Методика «Какой у нас
коллектива
коллектив»
(разработана
образовательного
А.Н.
Лутошкиным)
учреждения
Методика
«Социальнопсихологическая
самоаттестация коллектива»
(разработана Р.С. Немовым).

- диагностической карты показателей эффективности внеурочной деятельности.
Учитываются следующие показатели:
1. Результативность.

Результаты олимпиад, конференций, победы в конкурсах, динамика состоящих на
учете и т.п. помогают оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в
своем единстве в общих показателях.
2. Вовлеченность – количественный показатель участия обучающихся во
внеурочной деятельности. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит
о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу.
3. Возможность выбора внеурочных курсов, конкурсов, мероприятий, творческих
объединений , участия в жизни гимназии.
4. Качественной оценки - удовлетворенность обучающихся, родителей качеством,
количеством, разнообразием услуг, предоставляемых гимназией.
- портфолио ученика. Портфолио ученика оформляется в бумажном или
электронном виде.

ПЛАН внеурочной деятельности 10-11 классы
Обязательная часть
Направления
Спортивнооздоровительное

Духовно-нравственное

Спортивные соревнования
день Здоровья,
Кл. часы «Здоровый образ жизни»,
конкурсы плакатов о здоровом
образе жизни,
соревнования по баскетболу и
волейболу
Военные сборы
Общешкольные и классные

10 А 11 А 11Б
1
1
1

всего
3

1

1

1

3

1

1

1

3

мероприятия, направленные на
воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека, , с
социальной ответственности и
компетентности: Конкурс творческих
работ «Из семейного архива — в
школьный музей. Долг памяти»
-мероприятия, посвященные родному
краю.
Акция» РДШ «Солдатский
чемоданчик»
Конкурс чтецов «Здравствуй, солдат!»
Месячник военно-патриотический
-смотр –конкурс военнопатриотической песни,
Урок Мужества,Вахта Памяти
Классный час»День Космонавтики»,
«День Земли»

Социальное

Акции в социуме:»Помоги пойти
учиться», «День пожилого
человека», День Матери«Мы

Общеинтеллектуальное
Общекультурное

против наркотиков», «Чем пахнет
мама»
Час кода
Предметные недели, КВН,
«Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»
Общешкольные и классные
мероприятия, формирующие
общекультурную компетенцию:
-посещение театров, музеев,
выставок;
-творческий конкурс «А ну-ка,
девушки»;
-новогодний карнавал;

Всего часов

Направления внеурочной Классы
деятельности
Спортивно-оздоровительное 10-11
Духовно-нравственное

10-11

Социальное направление

10-11

Общеинтеллектуальное
Общекультурная

10-11
11

1

1

1

3

1

1

1

3

5

5

5

15

Количество часов в Название
неделю
9
«Баскетбол»
9
« Тхэквондо»
1 раз в месяц
Посещение музеев,
выставок
2
Школа актива
1
Классное вожатство
2
Робототехника
1
Литературная
гостиная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».