1 учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р; Учебный план общеобразовательного учреждения; Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ. 2.Общие положения Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры. 2. Основы исламской культуры. 3. Основы буддийской культуры. 4. Основы иудейской культуры. 5. Основы мировых религиозных культур. 6. Основы светской этики. Родители (законные представители) обучающегося выбирают для изучения один из модулей. Основы религиозных культур и светской этики преподают учителя, прошедшие соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации. 3.Учебно-методическое обеспечение ОРКСЭ Согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 87 программы, учебники и методические пособия комплексного курса ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, основам мировых религиозных культур и светской этики - должны пройти экспертизу, быть согласованы с соответствующими религиозными организациями. Это требование учитывается при выборе учебнометодических систем ОРКСЭ. В МБОУ СОШ № 108 используются программы, учебники и методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе. 2 Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются: 1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода. 2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебнометодического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования. 3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя. 4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ - не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания является универсальная способность человека понимать значениие нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. 3 При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются: качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов; вербальное поощрение, похвала; одобрение; интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности; использование технологии портфолио по желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале и личном деле – «зачтено»/ «незачтено»). Ожидаемые результаты: - понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непроходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско- правовых основ жизни российского общества -понимание учащимися того, что их поведенческие модели – одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, что не желаешь себе - потребность в общении с представителями иной религиозно – культурной традиции, стремление интегрировать усилия общих социально значимых задач; -мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиознокультурной традиции 4 -стремление предотвращать и умение избегать конфликных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам. 5