Положение о пропедевтических курсах по физике и химии

осуществляется профильное обучение физике и химии и данные курсы хорошо
вписываются в систему преемственности в образовании.
2.Цель учебного курса заключается в формировании у обучающихся целостного
представления о мире и роли физики и
химии в создании современной
естественнонаучной картины мира, в умении объяснять объекты и процессы окружающей
действительности, используя для этого химические и физические знания, видеть и
понимать ценность образования, значимость знания для каждого человека.
Данные курсы ставят своей целью решение следующих основных задач:
- подготовить учащихся к восприятию нового предмета, сократить и облегчить
адаптационный период;
- пробудить интерес к изучению химии и физики.
3. Задачи пропедевтического курса:
- подготовить учащихся к восприятию новых предметов, сократить и облегчить
адаптационный период;
- необходимо поддержать или пробудить интерес к познанию природы, опираясь на
естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных
явлений;
- заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить
причинно-следственные связи между ними;
- учить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их
взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые
для человека явления природы;
- мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы;
- обучить простейшим экспериментальным навыкам;
- научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и
транслировать ее из одной формы в другую.
4. Особенности курсов пропедевтики.
Особенность курса пропедевтики по химии состоит в том, что изучение
первоначальных химических понятий на год раньше дает возможность разгрузить
достаточно сложную по содержанию, с большим объемом учебной информации
программу по химии в 8-м классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к
химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что
способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке
экспериментальных навыков в 8-м классе. Кроме того, в 8-м классе освобождаются часы
на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов, как
«Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»,
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»,
«Строение атома». В 7-ом классе школьники приобретают умение решать простые
расчетные задачи по химическим формулам, поэтому в 8-ом классе у учителя появляется
возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы
расчетных задач: вычисление объемов газов (при н.у.); расчеты по химическим
уравнениям. В соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом
классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как
эксперимент, наблюдение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Хорошо
подобранные опыты позволят отразить связь теории и эксперимента. Химический
эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно
использовать в реальной жизни (разделение смесей, приготовление раствора с заданной

массовой долей растворенного вещества, нейтрализация кислоты и щелочи). Большое
внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные
практические
умения,
но
и
развивать
самостоятельность
учащихся.
Приступая к изучению физики, школьники знакомятся с новой терминологией,
овладевают незнакомыми формами мышления, формируются новые умения.
К ним относятся умения: проводить простейшие наблюдения и описывать их, проводить
прямые измерения величин с помощью часов, линеек, мензурок, весов и т.п., проводить
простейшие опыты, выявлять закономерности наиболее распространенных явлений
природы, соблюдать разумные правила техники безопасности и приблизительно
прогнозировать последствия неправильного поведения.
В курс включены основные физические понятия и законы в ознакомительной форме.
Преимуществом данного курса является большое количество демонстрационных и
лабораторных экспериментов. На ранних этапах физического образования ставится задача
сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира. Формируются
первоначальные представления о научных методах познания, развиваются способности к
исследованию, умение наблюдать явления природы, планировать и проводить опыты.
В курсе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий для работы в
классе и дома, а также лабораторные работы на весь урок.
Учащиеся делают самостоятельные выводы о необходимости использования
измерительных приборов, осваивают приемы получения информации и обработки
результатов.
Формируются первые представления о физических величинах и способах их измерений.
Школьники знакомятся с простейшими физическими приборами: мензуркой,
динамометром, весами.
Опережающее изучение физики создаѐт условия для значительного повышения
эффективности межпредметных связей, для осознания взаимосвязи наук и места физики в
естествознании.
5. Планируемые результаты.
При изучении пропедевтических курсов по физике и химии ученики овладеют способами
следующих видов деятельности:
-познавательной – работа с учебником и дополнительной литературой;
-восприятие (восприятие пространства, оценка расстояний, пространственных размеров
тел;
-восприятие времени, оценка длительности временного интервала, временной
последовательности событий и др.);
- наблюдение; эксперимент;
- практической – работа с приборами и принадлежностями; измерения; нагляднографическая деятельность; решение задач;
- организационной – планирование различных видов деятельности; организация рабочего
места и др.;
- оценочной – оценка значимости и ценности информации, экологического состояния
окружающей среды, экологических параметров и безопасности технологических
процессов, значений физических величин, числовых параметров различных процессов;
- деятельность самоконтроля – контроль правильности и эффективности своих действий,
их последовательности, содержания и результатов своей деятельности и др.
.
6. Аттестация учащихся
Так как курс предполагает недельную нагрузку 1 час, аттестация учащихся проводится по
полугодиям.
Нежелательно выставлять учащимся неудовлетворительные оценки.

Практические и лабораторные работы оцениваются не ниже «удовлетворительно».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».