ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности педагогического коллектива с неуспевающими учащимися и их родителям законными представителями)

1

Учителя-предметники
Классные руководители
Родители (законные представители) учащихся
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учащиеся класса.
7. Организация деятельности учителя-предметника с неуспевающими учащимися и
их родителями (законными представителями)
7.1. Учитель должен провести педагогическую диагностику (входной контроль) в начале
года с целью выявления уровня обученности учащегося.
7.2. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе, в течение 1 четверти выявляет
учащихся «группы риска» и ставит в известность классного руководителя и
администрацию школы о их наличии.
7.3. Учитель должен использовать на уроках различные виды опроса (устный,
письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
7.4. Учитель-предметник должен регулярно и систематически опрашивать учащихся,
выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда
ученик уже не имеет возможности их исправить.
7.5. Учитель должен комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки,
чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем) в корректной форме.
7.6. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных
работ, после чего провести повторный контроль знаний.
7.7.Учитель-предметник должен определить время, за которое неуспевающий учащийся
должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7.8.Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или
непосредственно родителей (законных представителей) ученика о низкой успеваемости,
если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»).
7.9. Учитель-предметник, работающий в 9 или 11 классе, может организовать ученику
«группы риска» зачет в присутствии родителей.
7.10. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке.
7.11. Учитель-предметник ведет следующую документацию:
- план индивидуальной работы с неуспевающими, с указанием заданий, материалов по
ликвидации пробелов в знаниях (приложение 1);
- тетради индивидуального развития;
- журнал регистрации индивидуальных бесед с неуспевающими обучающимися по форме
приложения 2;
- протоколы индивидуальных бесед с неуспевающими обучающимися и их родителями
по форме приложения 3.
7.12.Учитель-предметник сдает документацию о работе с неуспевающими учащимися
заместителю директора по УВР 1 раз в четверть при сдаче отчета по форме приложения 4.
7.13. При отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации
школы о низкой успеваемости обучающегося и о проделанной работе по форме
приложения 5.
8.Организация деятельности классного руководителя
8.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через
индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к социальному педагогу (методы
работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным
причинам можно отнести:
пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
недостаточная домашняя подготовка
2

низкие способности
нежелание учиться
недостаточная работа на уроке
необъективность выставления оценки на уроке
большой объем домашнего задания
высокий уровень сложности материала
другие причины.
8.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный
руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача;
б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения,
проводящего данное мероприятие;
в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением
учителя-предметника или классного руководителя;
г) по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей).
Неуважительными причинами считаются:
а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих
уважительную причину отсутствия учащегося;
б) классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей (законных
представителей) о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный),
через беседу с родителями (законными представителями) (если пропуски неоднократные),
через малый педсовет (если прогулы систематические).
8.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или
недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести
профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному
педагогу или педагогу-психологу
в случае уклонения родителей (законных
представителей) от своих обязанностей.
8.4. В случае указания учащимися или родителями (законными представителями) на
завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с
учителем-предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР,
чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
8.5. Классный руководитель может организовать помощь слабоуспевающим учащимся со
стороны актива класса.
8.6. Классный руководитель ведет следующую документацию:
- карту контроля классного руководителя за неуспевающими учащимися (приложение 6);
- ежемесячно классный руководитель сдаѐт отчѐт о результатах работы с неуспевающими
администрации школы по форме приложения 7.
8.7. В случае отсутствия положительного результата, классный руководитель сообщает о
данном обучающемся администрации школы с ходатайством о проведении Совета
профилактики, малого педсовета.
9. Организация деятельности ученика
9.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на
проверку письменные задания.
9.2.Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий
на уроке.
9.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины)
обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может
обратиться к учителю за консультацией.
3

10.Организация деятельности родителей (законные представители)
10.1. Родители (законные представители) обязаны явиться в школу по требованию
педагога или классного руководителя.
10.2. Родители (законные представители)
обязаны контролировать выполнение
домашнего задания учеником и его посещение ОУ.
10.3. Родители (законные представители)
обязаны помогать ребенку в освоении
пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с
учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим
уважительным причинам.
10.4. Родители (законные представители) имеют право посещать уроки, по которым
учащийся показывает низкий результат.
10.5. Родители (законные представители) учащегося «группы риска», которого вывели на
зачет по предмету, обязаны присутствовать на зачете со своим ребенком.
10.6. Родители (законные представители) имеют право обращаться за помощью к
классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу, администрации
ОУ.
10.7. В случае уклонения родителей (законных представителей) от своих обязанностей
оформляются материалы на ученика и его родителей (законных представителей) в
комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия
административных мер воздействия на родителей (законных представителей).
11. Организация деятельности педагога-психолога
11.1. Педагог-психолог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью
выявления социальных проблем.
11.2. При необходимости совместно с социальным педагогом посетить ученика на дому,
составить акт обследования.
11.3. В случае обращения классного руководителя или родителей (законных
представителей) по выявлению причин низкой успеваемости учащегося педагог-психолог
разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.
11.4. Педагог-психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.
11.5. О результатах диагностик педагог-психолог докладывает классному руководителю и
заместителю директора по ВР в виде аналитической справки.
11.6. Педагог-психолог ведет следующую документацию:
- план работы с неуспевающими учащимися;
- журнал регистрации бесед с неуспевающими учащимися;
- индивидуальные занятия;
- диагностика.
11.7. Отчет о работе с неуспевающими учащимися педагог-психолог предоставляет 1 раз в
четверть заместителю директора по ВР по форме приложения 9.
12. Организация деятельности администрации школы
12.1. Администрация школы контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса
по работе с неуспевающими учащимися.
12.2 Администрация школы ведет следующую документацию:
- положение о деятельности педагогического коллектива с неуспевающими учащимися и
их родителями (законными представителями);
- общешкольный план работы с неуспевающими учащимися;
- общий список неуспевающих учащихся и учащихся «группы риска»;
- информирование родителей (законных представителей) учащихся о не усвоении учебной
программы (приложение №10);
-разрабатывает систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по
предупреждению неуспеваемости учащихся (приложение №11).
4

23.3. Администрация школы организует и контролирует проведение зачетов по предметам
для учащихся «группы риска», проводит «контрольные дни» для проверки качества
работы педагогов с неуспевающими учащимися (приложения №№12-14).
12.4. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе
педагогического коллектива с неуспевающими учащимися и учащимися «группы риска».
12.5. В случае неэффективности принятых мер, администрация школы организует работу
малого педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения
дальнейшего вопроса об обучении.
12.6. Решение об оставлении неуспевающего учащегося на повторный курс обучения
принимает педагогический совет
по согласованию с родителями (законными
представителями).
13. Контроль за соблюдением данного Положения.
13.1. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляют заместители
директора школы по УВР и ВР.

Приложение 1
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С НЕУСПЕВАЮЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Ф.И.О. учащегося _________________________________________________ Класс_______
Ф.И.О. учителя ___________________________________________________
Предмет________________________________

Дополнительные занятия
№

Дата

Время

Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Дидактические материалы

5

Итоги,
результативность занятия

едения
ы

писи

Приложение 2
Журнал регистрации бесед с неуспевающими обучающимися
Фамилия ученика

Ф.И.О.
ученика

Цель беседы
Причины неуспеваемости
(учитель указывает
самостоятельно выявленные
причины)

Решение

Использованы
виды опроса

Формы
ликвидации
пробелов

Приложение 3
ПРОТОКОЛ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ (С УЧАЩИМСЯ)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________
По теме:
________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Повестка индивидуальной беседы:
1.______________________________________________________________________________
___________________________________________________
2.______________________________________________________________________________
___________________________________________________
3.______________________________________________________________________________
___________________________________________________
Учительпредметник______________________________________________________________________
__________________________________________
Ученик_________________________________________________________________________
___________________________________________________
Родитель________________________________________________________________________
__________________________________________________
Решили: ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Дата:__________________________
Ознакомлены: __________________подпись родителя
расшифровка подписи
_______________________________подпись учащегося
расшифровка подписи

Приложение 4
6

Резу

Приложение 5
Отчѐт учителя-предметника о работе с неуспевающими обучающимися

Дата
записи

Ф.И.О.
ученика

Причины
неуспеваемости
(учитель
указывает
самостоятельно
выявленные
причины)

Использованы
виды
опроса

Формы
ликвидации
пробелов

Сроки
сдачи
материалов

Инф
кла
руков
(

Приложение 6
Карта контроля классного руководителя за неуспевающими
обучающимися
Ф.И.О. классного руководителя
_________________________________________________ Класс________
№

Ф.И.
неуспевающего
учащегося

Проведение
профилактических
бесед
подпись
дата
уч-ся

Беседы с учителями-предметниками
дата

7

предмет

Ф.И.О.
учителя

проблема приняты
меры

Приложение 7

Всего в
классе

Количество
неуспевающих
обучающихся

Связь с учителями
контроль посещен
предм
Ф.И.О. учителяпредметника

Проведение профилактических бесед
Ф.И. обучающегося

Дата проведения
беседы

Отчѐт классного руководителя о работе с неуспевающими обучающимися

Приложение 9
Отчѐт педагога-психолога о работе с неуспевающими обучающимися

Количество
неуспевающих
обучающихся в школе

Посещения на дому,
работа с родителями
Ф.И. обучающегося

Проведение психологических занятий,
тренингов и др.

Дата посещения

Ф.И. обучающегося,
класс

Дата проведения

Приложение 10
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
по предупреждению неуспеваемости учащихся
Профилактика неуспеваемости на уроке:
1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у
учащихся наибольшее затруднение.

8

Рез

обуч

2. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для
класса и концентрировать внимание на их устранение.
3. Контролировать усвоение
предыдущие уроки.

материала

учениками,

пропустившие

4. По окончанию темы или раздела обобщать итоги усвоения основных
понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить
причины отставания.
5. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися
основных элементов излагаемого материала.
6. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала.
7. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
учащихся активно усваивать материал
8. Подбирать самостоятельной работы задания по наиболее существенным,
сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим
числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь
большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на
упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в
письменных работах.
9. Инструктировать о порядке выполнения работы.
10. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе.
11. Умело оказывать
самостоятельность.

помощь

учащимся

в

работе,

развивать

их

12. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и
осуществлять контроль.
13. Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного,
концентрируя внимание на наиболее существенных элементах
программы, вызывающих обычно наиболее затруднения.
14. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными
ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения
домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций
слабоуспевающими учащимися.
15. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса,
исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
Помощь неуспевающему на уроке:
9

1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение

темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение
учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться
наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
2. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
3. Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами,

выясняющими степень понимания ими учебного материала
4. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов,

опытов, раздаче наглядного материала и т.д.
5. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к

выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной
сильным учеником.
6. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование

о рациональных
оформлению.

путях

выполнения

заданий,

требованиях

к

их

7. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более

тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки,
проверка, исправления.
8. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы

упражнений. Более подробное объяснение последовательности
выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях,
использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом
действий.
Приложение 11
Уведомление родителей учащегося
Уважаемые родители!
Доводим до вашего сведения, что ваш ребенок
____________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
ученик(ца) _______________ класса МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского», не
освоил(а) учебную программу за ____ четверть 20___ - 20____ учебного года.
Имеет неудовлетворительные оценки по следующим предметам:
____________________________________________________________________
и пропуски уроков без уважительных
причин:_____________________________________________________________
10

Для вашего ребенка будут проводиться дополнительные занятия
____________________________________________________________________
(дата, время)

____________________________________________________________________
Директор школы:________________________________________________
Классный руководитель: ____________________________________________
«_____»________20____ г.
Ознакомлен
______________________/_______________________________________
(подпись родителей)

(расшифровка подписи)

11

Приложение 12
ХАРАКТЕРИСТИКА
(составляется классным руководителем)
ученика ________________________________________________________
СОШ № _____________________ класса ______________________________
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. Мотивация к учебной деятельности:
 сформирована;
 сформирована недостаточно;
 не сформирована.
1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая.
1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала:
быстро запоминает

медленно запоминает

быстро забывает
медленно забывает
1.4. Трудности в усвоении учебного материала

нет / есть.

1.4.1. Если есть, то какие ____________________________________________
Успешность в усвоении различных форм обучения:
 более успешен в письменных работах;
 более успешен в устных ответах;
 успешен в обеих формах;
 не успешен в обеих формах.
2. Характеристика успеваемости:
2.1. Точные дисциплины:
 алгебра;
 геометрия.
2.2. Естественно-научные дисциплины:
12

 физика;
 химия;
 биология;
 география.
2.3. Гуманитарные дисциплины:
 русский язык;
 литература;
 история;
 иностранный язык.
2.4. Специальные дисциплины:
 ИЗО;
 музыка.
3. Характеристика личности учащегося
взаимоотношения доброжелательные

напряжѐнные

враждебные

со сверстниками
с учителями
с родственниками
с матерью
с отцом
3.1. Какие черты характера ученика нравятся учителю:
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
3.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:

3.3. Наличие отклонений в поведении: ___________________

(есть / нет)

3.3.1. Если есть, то какие ____________________________________________
4 Сведения о семье учащегося
13

4.1. Семья полная / неполная. Кто из родителей отсутствует_______________
4.2. Количество детей в семье ________________________________________

Приложение 13
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И. учащегося _____________________________ класс ________________
Ф.И. преподавателя _________________________предмет _______________
Дата _______________________________________
Просим отметить замеченные Вами у ребѐнка качества из предложенного
набора и подчеркнуть нужное или отдельно указать замеченное Вами. При
отсутствии наблюдений в отдельных сферах, информацию можно не
представлять.
Сложности в общении
Особенности внимания:
 часто «отсутствует на уроке, не слышит вопроса
 кратковременный характер
 периодически включается
 стабильно удерживает внимание
 другое ________________________________________________
Учебная активность:
 пассивен;
 отвечает, если спрашивают,
 активно участвует в работе,
 чрезмерная активность, переключает внимание на себя,
 часто неправильные ответы,
 другое _________________________________________________
14

Заинтересованность в учебной деятельности:
 большую часть времени занимается «своими делами», возится, рисует и
т. д.,
 общается с другими, отвлекает их;
 переключает на себя внимание;
 включается в обучение на отдельных темах;
 постоянно активно и творчески работает с материалом урока;
 другое __________________________________________________
Темп деятельности:
 медленный;
 средний;
 быстрый;
 неравномерный;
 другое ___________________________________________________
Степень усвоения материала:
 усваивает не с первого раза и с трудом;
 сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия;
 быстро входит в материал и легко формирует навык;
 другое _____________________________________________________
Для учителя русского языка
 типичные ошибки на письме
_______________________________________________________________
___________________________________________________________
Оценка уровня подготовки
Навыки письма:
 пишет медленно, с трудом;
 средний темп;
 пишет быстро и легко;
 почерк корявый и неровный;
15

 почерк разборчивый;
 почерк каллиграфический;
 пишет буквы слитно, не отрывая руки;
 пишет буквы отдельно (может быть «печатает» некоторые буквы);
 наличие своеобразного написания некоторых букв;
 другое

Приложение 14
РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Ф.И. О. учителя (предметника) _______________________________________
Дата ______________________________класс ________________________
Тип урока:
 лекция
 семинар
 практическая работа
 контрольная работа
 другой тип урока
1. Проверка домашнего задания:
1.1. Письменное домашнее задание учащийся выполнил
(да/нет)
1.2. Оценка за ответ с места
1.3. Оценка за устный ответ у доски
1.4. Оценка за письменный ответ с места
1.5. Оценка за письменный ответ у доски
1.6. Учащийся просил спросить его по материалу домашнего
задания (да/нет)
2. Проведение лекции:
2.1. Объяснение нового материала (проводилось /
16

не проводилось)
2.1.1. Учащийся слушал объяснения нового материала
(внимательно / отвлекался)
2.1.2. Учащийся записывает конспект лекции (да / нет)
2.1.3. Учащийся записывает конспект лекции
(аккуратно/неаккуратно)
2.1.4. В каком темпе работал учащийся (высокий / средний /
низкий)
2.1.5. Каким образом учащийся отвлекался во время лекции:
 играл
 выполнял задания по другим предметам
 читал
 смотрел в окно
 не отвлекался
2.1.6. Как учащийся отвечал на вопросы учителя по ходу
урока (сам просил спросить его / отвечал только по вызову
учителя)
2.2. Закрепление нового материала (проводилось / не
проводилось)
2.2.1. При закреплении нового материала (работал на своѐм
рабочем месте / просил вызвать его к доске / отвлекался)
2.2.2. На каком уровне учащийся усваивает новый материал:
 может воспроизвести материал урока
 может выполнить аналогичное задание
 может обобщить материал и сделать вывод
 не может ответить на вопрос учителя
2.2.3. Какие оценки получает при закреплении нового
материала
2.2.4. Допускает нарушения техники безопасности
(однократно /повторно)
17

2.3. Домашнее задание (есть / нет)
2.3.1. Учащийся записывал домашнее задание (да / нет)
2.3.2. Куда записывает домашнее задание учащийся (в
тетрадь / в дневник / куда-нибудь)
2.3.3. Во время прощания с учителем учащийся (спокоен /
возбужден)

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».