- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; - активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; - уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; - ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. 1.5.Оновная образовательная программа основного общего образования рассчитана на вторую ступень общего образования и имеет нормативный срок ее освоения пять лет (5-9 классы обучения). 1.6.Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся. 2.Основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке Общеобразовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования; Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; Основная образовательная программа - нормативный документ общеобразовательного учреждения, разработанный на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности общеобразовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта; Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу; Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 3.Статус и формат основной образовательной программы основного общего образования 3.1. Основой для разработки основной образовательной программы (ООП) основного общего образования является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, который является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 3.2. ООП основного общего образования является нормативным документом общеобразовательного учреждения, разрабатываемым на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно- педагогических условий и содержание деятельности общеобразовательного учреждения по реализации соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. 3.3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план, разрабатывается на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России. 3.4. Общеобразовательное учреждение при разработке ООП основного общего образования использует модель таковой, содержащуюся в примерной ООП основного общего образования. Базисный учебный план, как раздел примерной ООП, носит рекомендательный характер. 3.5. Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной ООП. 3.6. ООП основного общего образования функционально взаимосвязана с основными документами, определяющим развитие образовательной системы общеобразовательного учреждения: программа развития общеобразовательного учреждения, дополнительные образовательные программы, экспериментальные и инновационные проекты и т.д.. 3.7.Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 3.8. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. 3.9. Реализация ООП основного общего образования осуществляется через учебный план и внеурочную деятельность самим образовательным учреждением. Допускается при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. 3.10. Общеобразовательное учреждение в рамках реализации ООП основного общего образования имеет право самостоятельно определять формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности. 3.11. Общеобразовательное учреждение имеет право самостоятельно определять временные параметры (число часов на определенный вид внеурочной деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности. Для этой цели разрабатывается, утверждается и используется план внеурочной деятельности, как локальный нормативный акт, определяющий общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения для ступени основного общего образования. Данный план включает в себя основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. 3.12. На основе плана внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются соответствующие образовательные программы по основным направлениям внеурочной деятельности на ступени основного общего образования общеобразовательного учреждения. 4.Структура основной образовательной программы основного общего образования 4.1. Структура ООП основного общего образования представлена обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть ООП основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от общего объема ООП основного общего образования. 4.2. ООП основного общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Все три раздела должны содержать в себе обязательную часть ООП основного общего образования и часть, формируемую участниками образовательных отношений 4.3. Функциональное назначение целевого раздела ООП связано с общим назначением, целью, задачами и планируемыми результатами реализации ООП основного общего образования и способами достижения данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися ООП основного общего образования; - система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП основного общего образования. 4.4.Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания основного общего образования. Структура содержательного раздела представлена следующими программами, ориентированными на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программа развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; - программа отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; - программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы. 4.5. Функциональное назначение организационного раздела ООП связано с определением общих рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации ООП. Структура организационного раздела представлена: - учебным планом основного общего образования; - системой условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФОГС основного общего образования. 4.6. ООП основного общего образования предполагает учет индивидуальных потребностей обучающихся путем разработки специальных учебных курсов, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные и внеурочную деятельность. 4.7. ООП основного общего образования разрабатывается общеобразовательным учреждением по следующим разделам: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования; - учебный план основного общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов; - программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования; - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени основного общего образования; - программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования; - программа коррекционной работы; - план внеурочной деятельности; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; - система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. 4.8. Разработка каждого раздела ООП основного общего образования осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждаемым Министерством образования и науки РФ. 4.9. Содержание ООП основного общего образования разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить связь между требованиями соответствующего ФГОС и системой оценки результатов освоения ООП. 4.10. На основе содержания и критериев ООП в общеобразовательном учреждении разрабатываются рабочие программы учебных предметов и учебно-методическая литература. 4.11. Механизмом введения в действие и реализации требований ФГОС основного общего образования на основе ООП является разработка и утверждение учебного плана основного общего образования, который определяет общий объем нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). ООП может включать как один, так и несколько учебных планов, которые в соответствии с законодательством обеспечивают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. 4.12. Обязательными предметными областями при формировании учебных планов в рамках ООП являются: - филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); - общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - основы духовно-нравственной культуры народов России; - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); - искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 4.13. Содержание каждой отдельной предметной области учебных планов основного общего образования формируется с учетом обязательных требований, предъявляемых к ФГОС. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. 4.14. Для реализации отдельных предметных областей за период обучения на ступени основного общего образования в общеобразовательном учреждении разрабатываются программы отдельных учебных предметов, курсов, которые содержат: - пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; - общую характеристику учебного предмета, курса; - описание места учебного предмета, курса в учебном плане; - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; - содержание учебного предмета, курса; - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; - описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 4.15. Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований соответствующего ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). ООП основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (ненецком) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. 4.16. Отдельным элементом в системе разработки и реализации ООП основного общего образования в общеобразовательном учреждении является план внеурочной деятельности, который учитывает индивидуальные особенности и потребности обучающихся, через организацию внеурочной деятельности по направлениям развития личности: духовнонравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. 4.17. План внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в общеобразовательном учреждении разрабатывается с учетом таких форм, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. 4.18. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на основе, разработанной в общеобразовательном учреждении системы условий реализации ООП программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Данная система включает в себя следующие основные элементы: - описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения; - обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения; - механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; - сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; - контроль за состоянием системы условий. 5. Этапы разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего образования 5.1. В целях разработки ООП основного общего образования в общеобразовательном учреждении создается рабочая группа, состав которой утверждается приказом руководителя общеобразовательного учреждения. 5.2.Состав рабочей группы по разработке ООП основного общего образования формируется из числа сотрудников общеобразовательного учреждения и представлен руководителем рабочей группы и ее членами. 5.3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет председатель методического совета общеобразовательного учреждения – один из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения по методической работе. Деятельность методического совета регулируется отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения. 5.4.Рабочая группа по разработке ООП основного общего образования представлена следующими сотрудниками общеобразовательного учреждения: - заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе; - руководители методических объединений общеобразовательного учреждения по одному предмету или по одной образовательной области (деятельность методических объединений регулируется отдельным локальным документом); - учителя-предметники, имеющие большой опыт работы; - психолог. 5.5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта ООП основного общего образования, используя в качестве основы ФГОС основного общего образования и примерную основную образовательную программу основного общего образования. Данные документы используются для разработки обязательной части ООП основного общего образования, составляющей 70% от общего объема ООП. 30% ООП представлено частью, формируемой участниками образовательных отношений, которая разрабатывается с учетом следующих основных факторов: - последние достижения науки и техники; - развитие информационно-коммуникационных технологий; - тип местности, на которой расположено общеобразовательное учреждение (городская или сельская); - исторические особенности развития территории, где расположено общеобразовательное учреждение; - этнические, языковые и культурные особенности территории; - физико-географические, климатические и демографические характеристики территории; - особенности экономического и инновационного развития территории; - рекомендации органов исполнительной власти субъекта Российской федерации и местного самоуправления относительно образовательных программ; - ранее сформировавшиеся запросы и предложения родителей (законных представителей) обучающихся; - ранее сформировавшиеся запросы и предложения обучающихся; - предложения со стороны сотрудников общеобразовательного учреждения. 5.6. Разработанный проект ООП основного общего образования рассматривается руководителем общеобразовательного учреждения и педагогическим советом. В случае наличия замечаний и предложений проект ООН основного общего образования отправляется на доработку в рабочую группу. Решение о согласовании ООП с педагогическим советом закрепляется соответствующим протоколом. 5.7. Следующим этапом является рассмотрение проекта ООП основного общего образования на собрании родительского комитета (законных представителей) и совета обучающихся. Решения о согласовании ООП с советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, советом обучающихся, Управляющим Советом закрепляются соответствующими протоколами. 5.8. После всех этапов согласования ООП основного общего образования утверждается в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения, с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственнообщественный характер управления образовательным учреждением. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и утверждении основной образовательной программы основного общего образования 6.1. Руководитель общеобразовательного учреждения Имеет право: - формировать рабочие группы по разработке ООП основного общего образования, отдавать соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью; - рассматривать ООП основного общего образования на этапах ее разработки и подготовки к утверждению; - давать предложения и рекомендации по формированию ООП основного общего образования; - утверждать ООП основного общего образования в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения. Обязан: - руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ООП основного общего образования; - учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения ООП основного общего образования; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6.2. Педагогические работники Имеют право: - участвовать в разработке ООП основного общего образования; - использовать лучший опыт других образовательных организаций при формировании содержательной части ООП основного общего образования; - повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ; - давать предложения и рекомендации в ходе разработки ООП основного общего образования, высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения; - участвовать в согласовании ООП основного общего образования. Обязаны: - соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ООП основного общего образования; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6.3.Обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся: Имеют право: - участвовать в обсуждении ООП основного общего образования, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации; - участвовать в согласовании ООП основного общего образования. Обязаны: - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений