Локальный акт рег.№
1
•
знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это
состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением
информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон
от 29.1.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию")
Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. Надо с
первого знакомства с информационными технологиями разъяснять ребенку, как ему вести
себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в
информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее.
Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать
осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые
возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том,
как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является
приемлемым и безопасным.Для преодоления негативного воздействия сети Интернет
школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим
коллективом, учащимися, родителями.
Цели и задачи программы
Цель: формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение
информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда
безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
• организация технического контроля безопасности
• подготовка учителя (классного руководителя) к использованию образовательных
ресурсов Интернета;
• создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности
учащихся, использующих Интернет в образовании.
• разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей;
• информационная обеспеченность
Механизм реализации программы
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому
обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому
обществу.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010
г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию",
согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной
для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать
содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
С подключением доступа к сети Интернет в школе проведены следующие
организационные мероприятия:
•
Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в школе.
•
Утверждена инструкция ответственного за работу «точки доступа к сети Интернет».
•
Координация и информационно - методическое обеспечение осуществляется
заместителем директора по УВР.
•
В школе разработаны и утверждены:
•
РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет
2
•
ПРАВИЛА использования сети Интернет
•
ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
•
ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за
использованием учащимися МБОУ СОШ № 108 им. Ю.В. Андропова сети Интернет.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью
программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в
Интернет.
Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:
1) во время проведения занятий - преподаватель, проводящий занятие;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо,
назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к
информации в Интернете.
Данные лица обладают необходимой
информационных технологий.
квалификацией
и
знаниями
в
области
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический
контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны
информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Технический контроль.
Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них
негативное
воздействие,
в
школе
установлена
специальная
система
фильтрации «Интернет Цензор», исключающая доступ к такой информации. Программой
блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные.
С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников,
с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ,
способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Антивирусный пакет COMODO, установленный на все компьютеры, также позволяет
ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и
обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.
3
Обе программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым»
спискам.
Профилактическая работа с обучающимися.
Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе - в виде
сказок, игр. В средней школе - в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей
школе - в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах, Интернетуроках.
Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно - математических
наук, в рамках которой проводится День безопасного Интернета. Программа,
посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение
учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это
классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с
памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.
Профилактическая работа с родителями. Формы работы с родителями различны родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что
никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители.
Только они могут полностью контролировать своих детей.
Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка
от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»: «Дети и
подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им
других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет
семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и
время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на
компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и
подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он,
собственно, и предназначен».
Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские собрания
«Безопасный Интернет - детям».
Прогноз возможных негативных последствий и способы коррекции, компенсации
негативных последствий
Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту
информацию во что бы то ни стало. И эту информацию он может получить вне школы и
дома у друзей или знакомых. Поэтому очень важно формировать информационную
культуру и создать индивидуальную рабочую среду ребенку и в школе и дома с учетом
его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках
общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые результаты:
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к
сети Интернет:
1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и
профессионализма по данному вопросу;
2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в
семье;
4
3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и
дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным
потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Перспективы дальнейшей работы школы по созданию Интернет-пространства для
участников образовательного процесса
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и
сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией,
объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Задача взрослых (педагогов,
родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий
нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. А для
этого необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной
безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по
безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по
вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение.
Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет
№
Наименование мероприятия
Ответственный
1
Классные
Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 1–4, 5–9,
руководители
10– 11 классов.
классов.
2
Изучение нормативных документов по организации безопасного
доступа к сети Интернет
1-11
Школьные
методические
объединения
Организация и проведение конкурса детских работ «Мой
безопасный Интернет» с номинациями:
3
-
Плакат,
Зам. директора по УВР
Рассказ о позитивном контенте («Мои любимые сайты»,
«Любимые сайты нашей семьи»)
4
- Учителям провести классные часы, задачей которых является
ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их
в Интернете: «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.),
«Развлечения и безопасность в Интернете», «Темная сторона
Интернета» (7-8 кл.), «Опасности в Интернете» «Как обнаружить
ложь и остаться правдивым в Интернете», «Остерегайся
мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).
Классные
руководители
классов.
5
Игра-путешествие «Весѐлый Интернет» (обзор детских сайтов) –
возраст младшие школьники.
Учителя
классов.
5
5-11
начальных
- Экспресс-опрос «Детки в сетке».
- Памятки и буклеты для детей:
- «Защити себя сам!» (советы детям для безопасного поиска в
Интернете).
- «Безопасный Интернет – детям»
- «Интернет-ресурсы для детей» (полезные сайты).
6
На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность
при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет»,
«Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы),
«Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность
сетевой технологии работы» (9-11 классы).
- Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не
быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
7
- Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в
сети?»
Учителя информатики.
Психолог
РЕСУРСЫ ПРОГРАММЫ
1.Руководитель осуществляет руководство
· Утверждает нормативную и иную документацию школы.
· Осуществляет контроль за реализацией программы
2.Педагогические работники:
- разрабатывают содержание учебно-методических и информационных ресурсов,
применяемых в учебном и внеурочном процессе;
- ведут учебные занятия с использованием медиапродуктов;
- дают консультации по безопасной работе с информацией;
- организуют работу слушателей: индивидуальную и в группе,
- осуществляют контроль за безопасным использованием информационных ресурсов в
урочное и внеурочное время.
3.Учащийся:
- активно участвуют в
деятельности;
образовательном процессе,
во внеурочной и внеучебной
- осваивают содержание образовательных программ по обучению медиаграмотности и
безопасному использованию информации.
4.Родители (законные представители):
6
- активно принимают участие в изучении программы
-осуществляют контроль за использованием информационных ресурсов своего ребенка
вне гимназии;
-формируют культуру работы с информацией у своего ребенка.
5. Материально – технические ресурсы и методические:
Техническое оснащение образовательного процесса:
- учебно-методические пособия;
- учебно-методическая литература;
- школьные методические разработки, памятки для учеников, для родителей;
-материалы СМИ.
Методические рекомендации
«Безопасный Интернет»
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных
лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в
настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В
Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей,
ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При
этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на
физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное
пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и
излучения, мелькание изображения на экране – все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет
открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы
понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.
Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки
миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях
мировой паутины. Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение
общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов
в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных
технологий и Интернет. Интернет должен быть максимально безопасным для
подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если родители осознают свое
главенство в обеспечении безопасности детей. В данных методических рекомендациях
представлены материалы для разработки уроков, классных часов, направленные на
обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса школьников, использующих
персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной
деятельности, родительских собраний. Методические рекомендации содержат советы, как
сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных
руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в
Интернете полезной.
Анкетирование учащихся.
7
Для изучения безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков
разрабатываются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в
образовательной среде.
Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса как на
бумажных носителях, так и в электронном виде. Примерные формы анкет представлены
в Приложении 1 и Приложении 2.
Проведение круглого стола
«Основы безопасности в сети Интернет»
Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети
Интернет. Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка учащихся
по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в
результате анкетирования учащихся.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Для чего нужен Интернет?
2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно
снизить?
3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?
4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет?
5. Что такое безопасный чат?
6.Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений.
При подведении итогов круглого стола обучающимся можно предложить
правила поведения в сети Интернет (Приложение 3).
Проведение компьютерной игры для младших школьников
В рамках классного часа или урока информатики (окружающего мира) обучающимся
2-4 классов целесообразно предложить компьютерную игру о правилах поведения в
сети
Интернет
Прогулка
через
ИнтерНетЛес
(http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой форме показано какие
опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом
взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
Конкурс буклетов "Правила поведения в сети Интернет"
Целью данного конкурса является формирование
представления о правилах поведения в сети Интернет.
у
учащихся четкого
Данный конкурс проходит в два этапа: заочный и очный. За 14 дней предлагается
определенная тематика конкурсных заданий, разрабатывается критериальный аппарат,
даются методические рекомендации по составлению буклета.
Заочный этап предполагает анализ и отбор 20 лучших работ, отобранных
экспертной комиссией, в состав которой входят как педагоги, так и учащихся.
8
Очный этап конкурса предполагает публичную защиту буклета и
ответы на вопросы одноклассников. По результатам данного этапа определяется
победитель.
Проведение тематического классного часа
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних
обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и
безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред
здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для
распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных
последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой
информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях
Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений
незаконного содержания);
3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования
услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от
противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационнотелекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного
воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в
виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического
насилия);
4) профилактика формирования у
зависимости (игромании, гэмблинга);
учащихся
интернет-зависимости
5) предупреждение совершения учащимися правонарушений
информационно-телекоммуникационных технологий.
и игровой
с использованием
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения классного часа дети должны научиться делать более безопасным
и полезным свое общение в Интернете и иных информационно- телекоммуникационных
сетях, а именно:
критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях
Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой
коммуникации;
отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от
безопасной;
избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью,
нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки
вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной
информации;
9
критически относиться к информационной
информационно-телекоммуникационных сетях;
анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и
контактов в сетях.
продукции,
распространяемой
в
При организации классного часа важно исходить из возрастных особенностей
учащихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом.
Организовать проведение классного часа необходимо таким образом, чтобы
несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об
информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную
проблему.
При определении содержания, форм и методики проведения единого классного часа
важно учитывать:
необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и
интерактивном режиме;
целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных
вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.
Образовательные технологии
№ п/п
1.
Виды учебной работы
Образовательные технологии
Проблемное обучение, визуализация
1.
Практические занятия
Деловая игра, разбор конкретных ситуаций,
практическая работа, технология развития
критического мышления, технология Дебаты,
авторская мастерская
1.
Реферат, проектирование
Проектная
работа.
деятельность,
исследовательская
При определении тематика бесед для единого классного часа Безопасный Интернет
необходимо исходить:
из понимания важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;
из возможности в доступных игровых ситуациях знакомить обучающихся с основами
медиакультуры;
из необходимости приобретения обучающимися первичного опыта регулирования
медиаотношений;
из необходимости получения обучающимися знаний и навыков использования
конкретных правил и норм медиаобразования и первичного опыта разработки
собственных правил медиакультуры.
10
Темы бесед с 1 по 11 класс могут быть следующие:
- Я и мои виртуальные друзья.
- Интернет в моей семье.
- Мой Интернет.
- Интернет и природа.
- Мой социум в Интернете.
- Интернет и моя будущая профессия.
- Интернет в современной школе.
- Интернет и мое здоровье и т.д.
Освоение медиа–безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со
взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов
исполнительной власти, правоохранительных, органов, общественных организаций.
При проведении уроков в начальной школе рекомендуется использовать материалы,
размещенные:
на
сайте
интерактивного
курса
по
Интерент-безопасности
(http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu. htm) в разделе
Для учащихся рассказы для детей 7-10 лет, а также в разделе Тесты (можно
организовать on-line тестирование школьников 7-10 лет);
- на сайте (http://www.onlandia.jrg.ua/ru-RU/) On-ляндия. Безопасная
веб-страна в разделе Для детей 7-10 лет рассказы в картинках, задания и вопросы;
- на сайте (http://content-filtering.ru/aboutus/) Информационно- аналитический ресурс
Ваш личный Интернет в разделе Юным пользователям - Дошкольники и младшие
классы подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет;
- на сайте (http://stopfraud.megafon.ru/) федерального проекта по борьбе с мобильным
мошенничеством компании МегаФон в разделах Виды мошенничества и Наши
рекомендации , а также советы родителям;
- на портале Безопасный интернет (http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере
информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме
Безопасный интернет .
- в качестве видео заставки для классного часа или урока можно
использовать http://youtu.be/789j0eDglZQмультфильм Безопасный интернет , который
разработала студия Mozga.ru.
на
сайте
Началка.ком
материалы
по
безопасному
интернету
(http://www.nachalka.com/taxonomy/term/335).
При проведении уроков в 5-9 классах рекомендуется использовать материалы,
размещенные:
на
сайте
интерактивного
курса
по
Интерент-безопасности
(http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/et.... htm) в разделе
Для учащихся рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе Тесты (можно
организовать on-line тестирование школьников 11- 14 лет);
- на сайте (http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/) On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе
Для детей 11-14 лет рассказы в картинках, задания и вопросы; в разделе Для учителей
опасности в сети и поведение в сети;
11
- на сайте (http://content-filtering.ru/aboutus/) Информационно- аналитический ресурс
Ваш личный Интернет в разделе Юным пользователям - Средние классы
подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при
использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
- на сайте http://stopfraud.megafon.ru/ федерального проекта по борьбе с мобильным
мошенничеством компании МегаФон в разделах Виды мошенничества и Наши
рекомендации , а также советы родителям;
- на портале Безопасный интернет (http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере
информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме
Безопасный интернет.
При проведении уроков в 10-11 классах рекомендуется использовать материалы,
размещенные:
на
на
сайте
интерактивного
курса
по
Интерент-безопасности
(http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/et.... htm) в разделе
Для учащихся рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе Тесты (можно
организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
- на сайте (http://www.onlandia.org.ua/ru-RU/) On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе
Для подростков советы по безопасному общению и работе в режиме on-line; в
разделе Для учителей опасности в сети и поведение в сети;
- на сайте (http://content-filtering.ru/aboutus/) Информационно- аналитический ресурс Ваш
личный Интернет в разделе Юным пользователям - Старшие классы подсказки и
советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании
онлайн-игр и мобильного телефона;
- на сайте http://stopfraud.megafon.ru/ федерального проекта по борьбе с мобильным
мошенничеством компании МегаФон в разделах Виды мошенничества и Наши
рекомендации, а также советы родителям;
- на портале Безопасный интернет (http://www.saferinternet.ru/) законодательство в сфере
информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме
Безопасный интернет.
Дополнительные Интернет-ресурсы для проведения классного часа:
Справочник
по
детской
безопасности
в
Интернет
от
Google
(http://www.google.ru/familysafety/);
- Сайт советов по работе на компьютере (http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlyadetej-bolee bezopasnym.html);
- Сайт Компьютерная безопасность. Безопасность жизни (http://blog.chljahsoft.net/3167);
- Сайт Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения,
международный опыт (http://i-deti.org/);
- Буклет Безопасный интернет детям Министерства внутренних дел РФ
(http://www.mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdf);
Материалы
III
ежегодного
Форума
Безопасного
Интернета
(http://safor.ru/prezentacii11.php);
- Сайт Дети России Онлайн (http://detionline.com/).
Проведение родительских собраний
Родительские собрания целесообразно проводить по ступеням возрастного развития
учащихся (начальная ступень образования, основная ступень образования, старшая
ступень образования).
В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование,
которое позволит выявить отношение родительской общественности к внедрению в
образовательный процесс ИКТ. По результатам анкетирования будет определена
12
дальнейшая стратегия работы ОУ по безопасности детей в сети Интернет. Примерный
перечень вопросов анкетирования в Приложении 4.
После анкетирования проводится беседа по проблеме доступа ребенка к сети Интернет, в
которой поднимаются наиболее актуальные вопросы.
Далее даются рекомендации родителям по работе детей в сети Интернет (с
учетом возрастных особенностей) (Приложение 5).
В конце родительского собрания всем родителям предлагается памятка по
безопасности детей в сети Интернет при помощи программных средств (Приложение
6).
Урок Интернет-безопасность
(на всех уровнях обучения)
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся
и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного
поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
1) информирование обучающихся о видах информации, способной
причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или
ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о
негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой
информации в информационно- телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях
Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений
незаконного содержания);
3) ознакомление обучающихся с международными принципами и
нормами,
с
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования
услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами
связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных
общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в
частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как
кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид
(доведение до самоубийства путем психологического насилия);
5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе уроков Интернет - безопасности учащиеся должны научиться делать
более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных
информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях
Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой
коммуникации;
13
отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от
безопасной;
избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью,
нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки
вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной
информации;
критически относиться к информационной
информационно-телекоммуникационных сетях;
анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и
контактов в сетях.
продукции,
распространяемой
в
В рамках урока Интернет-безопасность в начальных классах целесообразно
ознакомить обучающихся:
– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной
среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной
(сотовой) связи;
– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной
(сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать
вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их
доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных
друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или
оскорбительные комментарии и т.д.
Рекомендуется
продемонстрировать
возможности
детских
поисковых
систем: http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv, а
также
познакомить
с
детскими
социальными
сетями: http://cyberpapa.ru/, http://interneshka.net/, http://kinderonline.ru/detskiy_portal.html, http://1dnevnik.ru/, http://www.detkino.ru.
Для отбора содержания урока могут быть использованы материалы
сайта www.detionline.com (видеоматериалы, материалы электронного журнала Дети в
информационном обществе , материалы Линии помощи), а также материалы других
сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.
Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не
только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4
классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок- соревнование, урок-игру, беседу.
Полезные ссылки:
- http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/loputon_ metsa.html – о
правилах безопасного поведения в сети Интернет с элементами интерактива;
- http://www.nachalka.com/node/948 - учебное видео Как обнаружить ложь и остаться
правдивым в Интернете ;
- http://content-filtering.ru/aboutus/ - информационно-аналитический
ресурс Ваш личный Интернет.
14
В ходе урока Интернет-безопасность в среднем звене целесообразно познакомить
обучающихся с
международными стандартами в области
информационной
безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный
закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность
детей как состояние защищнности, при котором отсутствует риск, связанный с
причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.); № 252ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от
разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия,
переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой
информации, от информации, способной развить в ребе- нке порочные наклонности,
сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные
установки.)
Ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет-угрозы и
интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-8002500015).
Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс- конференция,
урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум,
урок-встреча с системными администраторами и т.д.
Полезные ссылки:
1) http://www.microsoft.com/eesti/haridus/veebivend/koomiksid/rus/ryhma_ro
молодежная история с элементами интерактива;
2) http://content-filtering.ru/aboutus - информационно-аналитический
ресурс Ваш личный Интернет;
oma.html -
3) www.icensor.ru - Интернет-фильтр.
В рамках урока Интернет-безопасность в старших классах целесообразно
познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной
безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве (см.
рекомендации для проведения урока Интернет–безопасности в среднем звене).
Необходимо обратить внимание обучающихся на классификацию вредоносных
информационных ресурсов:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, ограниченная
возрастных категорий.
для
распространения
среди
детей определенных
На уроке необходимо затронуть следующие аспекты:
- перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет;
- рекомендации по грамотному использованию электронной почты;
- технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена
сообщениями;
Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в
чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет - зависимости; общими
правилами по безопасности детей в сети Интернет.
15
Также рекомендуется рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в
Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество;
виртуальные “друзья”; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к
информации.
Обеспечить обучающихся информацией
о программном обеспечении,
позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет-угрозы и
интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-8002500015).
Возможные формы проведения урока в 9-11 классах – лекция, деловая игра, урокпрезентация проектов, мозговой штурм Интернет-безопасность, дискуссия, дебаты,
встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.
Полезные ссылки:
1) http://www.kaspersky.ru – антивирус Лаборатория Касперского ;
2) http://www.onlandia.org.ua/rus/- безопасная web-зона;
3)http://www.interneshka.net международный
онлайн-конкурс
по
безопасному
использованию Интернета;
4) http://www.saferinternet.ru – портал Российского Оргкомитета по безопасному
использованию Интернета;
5) http://content-filtering.ru – Интернет СМИ Ваш личный Интернет;
6) http://www.rgdb.ru – Российская государственная детская библиотека.
По итогам проведения уроков проводится итоговое анкетирование по теме Безопасный
интернет.
Проведение внеклассного мероприятия
Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет
Сказку целесообразно подготовить силами обучающихся 5-6 классов и представить
ее обучающимся начальной школы.
При разработке сценария внеклассного мероприятия Сказка о золотых правилах
безопасности в сети Интернет значимую роль играет сам педагог, так как именно от
него зависит своевременность и актуальность представленного материала.
Обсуждение сказки позволит младшим школьникам определить собственную
позицию организации работы в сети Интернет. Примерный сценарий сказки приведен
в Приложении 9.
По окончании внеклассного мероприятия обучающимся раздаются памятки с
семью золотыми правилами работы в сети Интернет.
Список используемой литературы
1. П.Н.Дерянин, О.О.Михальский, Д.И.Правиков, А.Ю.Щербаков. Теоретические основы
компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000.
2. А.Г.Асмолов, А.Л.Семенов, А.Ю.Уваров. Российская школа и новые информационные
технологии: взгляд в будущее десятилетие.- М.:, 2010
3. Г.У.Солдатов, М.И.Лебешева. Опасное любопытство. Кто и как попадает на сайты,
несущие угрозу для здоровья школьников?//Журнал «Дети в информационном обществе»
- М., 2011, №8 – СС.46-55.
16
4. Г.У.Солдатов, Е.И.Рассказова. Из-за интернета я не ел и не спал». Зависимость или
новый образ жизни?//Журнал «дети в информационном пространстве - М., 2011, №9 – СС.
22-29
5. Г.У.Солдатов, Е.И.Рассказова. Как им помочь. Ребенок к Интернете: запрещать,
наблюдать или объяснять?//Журнал «дети в информационном пространстве - М., 2011,
№10 – СС. 26-33
6. Интернет-ресурсы:
http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/bezopasnyi-internet-dlya-pedagogov.pdf
http://orgpsiholog.ru/pr.bezop.htm
http://gldn.ur.ru/support/security/work/
http://www.kuzbass.net/security.html
http://www.interneshka.net
http://www.saferinternet.ru
http://content-filtering.ru
http://www.pkdb.ru/detyam/gostinaya/web-resursy.html
http://i-deti.org/
http://mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pd
http://ppt4web.ru/informatika/pravila-bezopasnosti-v-internete.html
http://www.myshared.ru/slide/265508/
http://www.kultura.kurganobl.ru/assets/files/pdf_dokument/2013/04-13/Bezop_int.pdf
Приложения.
Приложение 1.
Анкета №1 Осторожно, вирус!
Что является основным каналом распространения компьютерных вирусов?
1. Веб-страницы
2. Электронная почта
3. Флеш-накопители (флешки)
Для предотвращения заражения компьютера вирусами следует:
1. Не пользоваться Интернетом
2. Устанавливать и обновлять антивирусные средства
3. Не чихать и не кашлять рядом с компьютером
Если вирус обнаружен, следует:
1. Удалить его и предотвратить дальнейшее заражение
2. Установить какую разновидность имеет вирус
3. Выяснить как он попал на компьютер
Что не дает хакерам проникать в компьютер и просматривать файлы и документы:
1. Применение брандмауэра
2. Обновления операционной системы
3. Антивирусная программа
Какое незаконное действие преследуется в России согласно Уголовному Кодексу РФ?
1. Уничтожение компьютерных вирусов
17
2. Создание и распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ.
3. Установка программного обеспечения для защиты компьютера.
Приложение 2.
Анкета №2 Осторожно, Интернет!
1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
1. Свои увлечения
2. Свой псевдоним
3. Домашний адрес
2. Чем опасны социальные сети?
1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях
2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан
3. Все вышеперечисленное верно
3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия.
2. Пойти на встречу одному
3. Пригласить с собой друга
4. Что в Интернете запрещено законом?
1. Размещать информацию о себе
2. Размещать информацию других без их согласия
3. Копировать файлы для личного использования
5. Действуют ли правила этикета в Интернете?
1. Интернет - пространство свободное от правил
2. В особых случаях
3. Да, как и в реальной жизни.
Приложение 3.
Круглый стол Основы безопасности в сети Интернет
Правила работы в сети Интернет
1. Не входите на незнакомые сайты.
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица,
прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу
удалите и очистите корзину.
4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
18
6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать
псевдоним (ник).
7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми
познакомились в сети Интернет.
8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней
не было указано никакой личной информации.
9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию
содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения,
чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.
10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
12. Опасайтесь подглядывания через плечо.
13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
Приложение 4.
Материалы для проведения родительского собрания.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! В школе информационные технологии применяются в различных
направлениях: учебная деятельность (урочная и внеклассная), воспитательная
(классные часы и различные школьные мероприятия), ИКТ являются основой единого
информационного пространства школы (администрация школы, учитель, ученик,
родитель) - сайт школы, работа "Электронного журнала", учебно-материальная база
школы, цифровые образовательные ресурсы и т.п. В том числе, информационные
технологии прочно вошли в деятельность и досуг детей. Просим Вас ответить на
несколько вопросов. (Все вопросы не являются обязательными для ответа. Если Вы
выбираете "другое" - не забудьте поставить напротив галочку).
1. В каком классе учится Ваш ребенок?_____________________________
2. Отношение к внедрению ИТ в образование. Внедрение информационных
технологий (ИТ) в образование относится к числу крупномасштабных инноваций,
пришедших в российскую школу в последние десятилетия. Среди ИТ, внедряемых в
сфере образования, можно выделить следующие: обучающие, тренажеры, справочные,
единые информационными образовательные пространства (сайт школы, дистанционное
обучение, электронные дневники), техническое обеспечение кабинетов и др.
скорее положительно
скорее
отрицательно
(не
вижу
Другое:_______________________________________________________
необходимости)
3. Использование информационные технологии в школе
- различные мероприятия с применением информационных технологий (проектная
деятельность, уроки, классные часы и родительские собрания)
- урок, с применением новых информационных технологий более
популярен у моего ребенка (более интересен, понятен и т.п. - со слов
19
ребенка)
- ребенок с интересом и удовольствием выполняет проекты (рефераты, доклады),
используя компьютер
- ребенок готовится к уроку, используя компьютер (Интернет, полезные ссылки на сайте
школы, рекомендуемые учителем сайты и т.п.)
- классный
компьютера
руководитель
проводит
родительские
собрания
с использованием
Другое: ________________________________________________________
4. Работа "Электронного журнала".
Одной из возможностей ресурса является просмотр на страницах этого ресурса в
Интернете оценок учащегося, которые выставляют учителя на уроках и их комментарии,
домашнего задания... (пароль доступа индивидуален для каждого пользователя)
- в нашем классе есть "Электронный журнал", его работа очень важна для нас
- в нашем классе есть "Электронный журнал", но в его работе нет необходимости
- возможности "Электронного журнала" очень важные, но в нашем классе он не
работает
- в нашем классе он не работает и думаю, что нет в нем необходимости
Другое:_______________________________________________________
5. Посещение Школьного сайта
- часто посещаем (в том числе раздел Новости)
- очень редко посещаем
- не посещаем
Другое:_______________________________________________________
6. Школьный сайт.
Напишите, пожалуйста, что бы Вы хотели бы изменить в работе сайта. Ваши
предложения
и
рекомендации
Вы
можете
написать
в
этом
разделе______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7. Есть ли у Вас дома компьютер?
- да (один)
- да (несколько)
- нет
Другое:_______________________________________________________
8. Кто пользуется компьютером у Вас дома?
- только родители
20
- только ребенок
- все члены семьи (родители и дети)
Примерный список вопросов, которые планируется обсудить на
родительском собрании
1. В каком возрасте следует разрешить детям посещение интернета?
2. Следует ли разрешать детям иметь собственные учетные записи электронной
почты?
3. Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании
интернета?
4. Как дети могут обезопасить себя при пользовании службами
мгновенных сообщений?
5. Могу ли я ознакомиться с записью разговоров моего ребенка в программе обмена
мгновенными сообщениями (MSN Messenger, ICQ, Mail Agent)?
6. Могут ли дети стать интернет-зависимыми?
7. Что должны знать дети о компьютерных вирусах?
8. Как проследить какие сайты посещают дети в интернете?
9. Что следует предпринять, если моего ребенка преследуют в интернете?
10. Помогает ли фильтрующее программное обеспечение?
11. На какие положения
обращать внимание?
политики конфиденциальности
12. Какие угрозы встречаются наиболее часто?
13. Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?
21
детского
сайта нужно