Критерии оценивания (ОРКСЭ и основы православной культуры)
Основы религиозных культур и светской этики
Эффективным элементом контроля в системе безотметочного обучения
является
самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового
материала.
В
этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения
возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже
придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая
работа является одним из наиболее эффективных приѐмов диагностики реальной
сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет
педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
В преподавании модуля «Основы светской этики» оценка усвоения знаний
иумений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих
домашнихзаданий и самостоятельных работ, на этапе актуализации знаний и на этапе
повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке, проведения этапа
контроля на основе творческих работ и проектов на завершающем этапе.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
выставки работ учащихся.
Оценка деятельности учащихся в конце каждого раздела осуществляется по
ряду критериев:
- понимание изучаемого материала;
- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
- самостоятельность суждений;
- умение поддержать и выстроить диалог.
Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой– «освоил» или «не
освоил».
«освоил» - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные
представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности.
«не освоил» - данные результаты отсутствуют.
Формы фиксации достижений ученика:
1.«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений
за каждое умение по предмету до и после выполнения определѐнного вида работы.
2. Анкета для изучения мнения родителей.
3.Анкета для изучения мнения учителя (карта наблюдений за учеником).
4.Анкеты для учащихся.
Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Таблица самооценки.
Рекомендации по использованию:
1. каждый ученик заполняет индивидуальную таблицу;
2.
использовать таблицу на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на уроке»
1.
На уроке я работал
активно / пассивно
2.
3.
4.
5.
6.
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Иванов
Петров
-//
++
+++
++
-/+
-/
-//
++
--/
-/
-//
++
----
-/+
++
Выполнение проектов
Выполнение творческихработ(написание
Подготовка презентаций
Подбор иллюстративногоматериала
Поиск
дополнительногоматериала(использован
иеэнциклопедий,интернет-
Активность
Участие в обсуждениях,дискуссиях
Устные ответы
Участие в работе группы
Таблица успешности изучения курса ОРКСЭ и основ православной культуры позволит
учителю выстроить траекторию индивидуального развития учащегося, оценивать
достижения обучающихся и может служить показателем успешности и охарактеризовать
учащихся по нескольким параметрам. Рекомендации по использованию:
1. использовать одну таблицу на протяжении всего курса;
2. заполнять таблицу при подведении итогов в конце каждой четверти использовать
символику («+», «-«, «/») для отслеживания развития учащихся.
3.
Таблица успешности изучения курса ОРКСЭ
Ф.И.
Работа на уроке
Самостоятельная работа
Творческая
учащихся
деятельность
--+
--