ПРИНЯТО :
на заседании
педагогического совета МБОУ
СОШ№108 им. Ю.В.Андропова
Протокол №1
От31.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№108 им.
Ю.В.Андропова
_____________И.Г.Григорян
Приказ №223 от31.08.2024г.
План внеурочной деятельности
НОО ООО по ФОП
МБОУ СОШ№108 им. Ю.В. Андропова
на 2024-25 учебный год
Моздок, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Настоящий план внеурочной деятельности в рамках образовательной программы
начального общего образования составлен в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с последующими изменениями),
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утверждёнными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года № 286 (с изменениями от 18.07.2022 года), Федеральной
основной образовательной программой начального общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 372.
Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и
развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной
деятельности формируется МБОУ СОШ№108 им. Ю.В.Андропова с учетом предоставления
права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания
учебных курсов.
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения образовательной программы начального общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-
ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения МБОУ СОШ№108 им. Ю.В.Андропова учитывает:
особенности МБОУ СОШ№108 им. Ю.В.Андропова в соответствии с лицензией и
свидетельством об аккредитации, школы, проектно-исследовательской деятельности;
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды
МБОУ СОШ№108
Ю.В.Андропова, национальные и культурные особенности региона и города.
им.
4. При
отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ СОШ№108 им.
Ю.В.Андропова ориентировалась, прежде всего, на свои особенности функционирования,
психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и
уровни успешности обучения, запросы родителей (законных представителей учащихся.
5. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
6. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
6.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
6.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
7. Направления и цели внеурочной деятельности.
7.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
7.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
7.3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного
творчества.
7.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности, хоровом пении и др.
7.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
7.6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к
самообразованию.
7.7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
8. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
использование
форм
организации,
предполагающих
информационно-коммуникационных технологий.
использование
средств
9. Формы организации внеурочной деятельности:
учебные курсы и факультативы;
театр-студия, спортивный клуб, шахматный клуб, художественные, музыкальные и другие
объединения;
соревновательные мероприятия, секции, экскурсии, мини-исследования;
общественно полезные практики и другие.
10. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность
может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на
территории другого учреждения (организации), участвующего
деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
во
внеурочной
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном
учреждении в этой работе могут принимать участие все педагогические работники
МБОУ СОШ№108 им. Ю.В.Андропова (учителя начальной школы, учителя-предметники,
социальные педагоги, педагоги-психологи, педагог- библиотекарь, советник по восп
танию и другие).
11. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
12. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего
образования, заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе.
13. Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение учащегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
15. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль посещаемости.
Промежуточная аттестация обучающихся,
деятельности, в первом классе не проводится.
осваивающих
программы
внеурочной
При реализации программ внеурочной деятельности во 2-4 классах применяется зачётная
система по факту участия, освоения программы. Вместе с тем, реализация программ
внеурочной деятельности, направленных на углубленное изучение предметов
(изобразительное искусство, музыка) может проводиться с балльным оцениванием
результатов. Учет результатов внеурочной деятельности осуществляется педагогом в
электронном журнале.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива,
выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п.,
в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой
программы.
Текущий контроль посещения учащимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет
занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и педагогом, ведущим
курс.
Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
Модель внеурочной деятельности
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно
использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или
иного вида деятельности:
учебно - познавательной деятельности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
В МБОУ СОШ№108 используется модель с преобладанием учебно- познавательной
деятельности. Содержательное наполнение данной модели: наибольшее внимание
уделяется углубленному изучению отдельных предметов, формированию функциональной
грамотности.
Основные направления внеурочной деятельности
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная
деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
6
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
3. Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационно-просветительская деятельность предполагает учебные курсы и
занятия знаниями родной истории, истории родного края, пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом, сохранением природы, а также
формирование представлений младших школьников о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Познавательная (интеллектуальная) деятельность —
система
интеллектуальных соревновательных мероприятий, занятия по развитию функциональной
грамотности, углубленному изучению отдельных предметов, занятия, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию, включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
Социокультурная деятельность – занятия по развитию общекультурного уровня
обучающихся, развитию социальных умений, формирование знаний о разнообразии мира
профессий, истории родного края (краеведение).
7.
Режим организации внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного
учреждения. План включает в себя следующие нормативы:
- недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
- недельное количество часов на реализацию программ по каждому
направлению развития личности;
- количество
групп
по
направлениям. Продолжительность учебного
года составляет:
1 класс - 33 недели;
2-4 классы - 34 недели.
Продолжительность учебной недели: 1-4 классы - 5 дней.
Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в
МБОУ СОШ №108 не превышает предельно допустимую.
Продолжительность одного занятия составляет 35 минут (один час занятий) для
7
учащихся 1 класса, для учащихся 2-4 классов - 40 минут, если занятия спаренные - 70
минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и
проветривания помещений (в соответствии с нормами СанПин.),.
Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется
перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям СанПин 2
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях
(утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Наполняемость групп
осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности
(Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.
План внеурочной деятельности
2024 – 2025 учебный год
Направления
внеурочной
деятельности
Назван
ие
курс
Форма
организации
внеурочной
деятельности
Количество
часов в
неделю
1
2
3
клас
клас
клас
с
с
с
а
Спортивно-оздоровительная
деятельность
«Растём, играя»
Проектно-исследовательская
деятельность
Грамотеи
факультатив
Русский с
увлечением
факультатив
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическаятворческая
деятельность
«Палитра эмоций»
Информационно
просветительскаядеятельность
«Разговор
ыо
важном»
Познавательная
(интеллектуальная)
деятельность
Орешки для ума
Концерты,
праздники
Динамичес
кая пауза
Игровой
клуб
В рамках
школьног
о плана
ВР
Курс
1
1
1
1
4
клас
с
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Занимательная
математика
Игры на
смекалку
Олимпиадыконкурсы
1
1
1
1
Шахматы
клуб
1
1
Робототехника
кружок
1
1
8
Социо-культурная
деятельность
«Эколята –
молодые
защитники
природы»
«Орлята России»
Объединен
ие
1
1
1
1
Объединен
ие
1
1
1
1
Недельный объем внеурочной деятельности
10
10
10
10
Количество учебных недель
33
34
34
34
Объем внеурочной деятельности за год
330
340
340
340
Общий объем внеурочной деятельности
1
3
3
5
0
При разработке рабочих программ внеурочной деятельности по каждому направлению
учитывается уровень планируемых результатов:
Уровень
Действия педагога
1 уровень
(1 класс)
Приобретение
школьником
социальных знаний
Особенности возрастной
категории
Восприимчивость к новому
социальному
знанию,
стремление
понять новую школьную
реальность
2 уровень
(2-3 класс)
Получение
школьником опыта
переживания и
позитивного
отношения к базовым
ценностям общества
Во втором и третьем классе,
как правило, набирает силу
процесс развития детского
коллектива, резко
активизируется
межличностное
взаимодействие младших
школьников друг с другом
Создание педагогом
воспитательной среды, в
которой ребенок способен
осознать, что его поступки,
во-первых, не должны
разрушать его самого и
включающую его систему
(семью, коллектив, общество
в целом), а во-вторых, не
должны привести к
исключению его из этой
системы.
Педагог должен поддержать
стремление ребенка к новому
социальному знанию, создать
условия
для
самого
воспитанника в
формировании его личности,
включение его в деятельность
по самовоспитанию
(самоизменению).
9
3 уровень
(4 класс) Получение
школьником опыта
самостоятельного
общественного
действия.
Потребность в
самореализации, в
общественном признании,
желаниями проявить и
реализовать свои
потенциальные
возможности, готовность
приобрести для этого
новые необходимые
личностные качества и
способности
Создание к четвертому классу
для младшего школьника
реальной возможности
выхода в пространство
общественного действия т.е.
достижения третьего уровня
воспитательных результатов.
Такой выход для ученика
начальной школы должен
быть обязательно оформлен
как выход в дружественную
среду. Свойственные
современной социальной
ситуации конфликтность и
неопределенность должны
быть в известной степени
ограничены.
Однако для запуска и
осуществления процессов
самовоспитания необходимо,
прежде всего, сформировать у
ребенка мотивацию к
изменению себя и
приобретение необходимых
новых внутренних качеств.
Без решения этой проблемы
ученик попросту окажется
вне пространства
деятельности по
самовоспитанию, и все
усилия педагога будут
тщетны.
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Реализация внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ№108 - личностных и метапредметных.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Планируемые результаты по каждому направлению внеурочной деятельности и форма
оценки их достижения конкретизируются в рабочих программах курсов внеурочной
деятельности.
Эффекты реализации внеурочной деятельности:
• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
1
0
•
•
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства
гордости, что я – гражданин России;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, в конечном счете,
основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом
системы ценностей.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты,
компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, кабинеты Центра «Точка Роста».
1
1