ПРИНЯТО :
на заседании
педагогического совета МБОУ
СОШ№108 им. Ю.В.Андропова
Протокол №1
От31 августа.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№108 им.
Ю.В.Андропова
_____________И.Г.Григорян
Приказ №223 от 31.08.2024г.
План внеурочной деятельности
ООО по ФОП
МБОУ СОШ№108 им. Ю.В. Андропова
на 2024-25 учебный год
Моздок, 2024
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Настоящий план внеурочной деятельности в рамках образовательной программы
основного общего образования составлен в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 (с последующими
изменениями), Федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего образования, утверждёнными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 (с изменениями от 18.07.2022 года),
Федеральной основной образовательной программой начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 года № 370.
2. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной
программы
(личностных,
метапредметных
и
предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
3. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
4. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
включает в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
5. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие
доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного
кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть
основной для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду
отечественного искусства.
6. Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на
внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего
образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов.
7. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана ОП ООО, но не более 10 часов. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться
в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательного учреждения или на базе загородных детских центров, в походах,
поездках и другие).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности
отличаются.
8. Общий объем внеурочной деятельности учащегося не должен превышать 10 часов в
неделю.
8.1. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
8.2. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
8.3. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
9. При реализации плана внеурочной деятельности предусматривается вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
10. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
11. Формы внеурочной деятельности в МБОУ СОШ№108 им. Ю.В.Андропова
предусматривают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы; обеспечивают гибкий режим занятий
(продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в
музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
учебные курсы и факультативы;театр-студия, спортивный клуб, шахматный клуб, музей, хор,
художественные, музыкальные и другие объединения;
соревновательные
мероприятия,
секции,
экскурсии,
проектно-исследовательская
деятельность;
общественно полезные практики и другие.
12. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
13. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность
может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на
территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).
14. Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
15. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль посещаемости.
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, проводится с применением зачётной системы по факту участия во внеурочной
деятельности, выполнения заданий. Вместе с тем, реализация программ внеурочной
деятельности, направленных на углубленное изучение предметов (изобразительное
искусство, музыка) может проводиться с балльным оцениванием результатов. Учет
результатов внеурочной деятельности осуществляется педагогом в электронном журнале.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива,
выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п.,
в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой
программы.
Текущий контроль посещения учащимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет
занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и педагогом, ведущим
курс.
Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
Модель внеурочной деятельности
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов м
преобладанием того или иного вида деятельности:
учебно-познавательной деятельности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
В МБОУ СОШ№108 используется модель с преобладанием учебно- познавательной
деятельности. Содержательное наполнение данной модели: наибольшее внимание
уделяется
углубленному изучению
отдельных предметов,
формированию
функциональной
грамотности,
проектно-исследовательской
деятельности,
профориентационным занятиям обучающихся.
Основные направления внеурочной деятельности
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная
деятельность направлена на физическое
развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с
учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
3. Коммуникативная
деятельность направлена
на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного
творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а
также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационно-просветительская
деятельность предполагает учебные
курсы и занятия знаниями родной истории, истории родного края, пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом, сохранением природы, а
также формирование представлений младших школьников о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ накомпьютере.
6. Познавательная
(интеллектуальная)
деятельность
—
система
интеллектуальных
соревновательных
мероприятий,
занятия
по
развитию
функциональной грамотности, углубленному изучению отдельных предметов, занятия,
которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию, включает систему
занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает
обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
7. Социокультурная деятельность – занятия по развитию общекультурного
уровня обучающихся, развитию социальных умений, формирование знаний о
разнообразии мира профессий, истории родного края (краеведение).
Режим организации внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного
учреждения. План включает в себя следующие нормативы:
- недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
- недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению
развития личности;
- количество групп по направлениям.
Продолжительность учебного года составляет:
5-9 классы – 34 учебных недели.
Продолжительность учебной недели: 5-9 классы - 6 дней.
Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся
в МБОУ СОШ №108 не превышает предельно допустимую.
Продолжительность одного занятия составляет 5-9 классы - 40 минут.
Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется
перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям СанПин
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Наполняемость групп
осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности
(Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.
План внеурочной деятельности ООО на 2024 - 2025учебный год
Направления внеурочной
деятельности
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Название
курса
«Спортивный клуб
«Арт»»
«Шахматы»
Юнармейский отряд
Проектно-исследовательская
деятельность
«Юный эколог»
Форма
организации
внеурочной
деятельности
Количество часов в
неделю
6
5 класс
7 класс 8 класс
9
класс
класс
Объединение
1
кружок
1
объединение
1
1
1
кружок
1
1
Экспериментальная Проектная
физика
деятельность
Биология и
медицина
Коммуникативная деятельность Несистемная
деятельность:
беседы, классные
часы, школьные
мероприятия,
игровая
деятельность
Художественно-эстетическая
Школьный театр
творческая деятельность
Вокальный
кружок
Информационно«Разговоры о
просветительская деятельность важном»
Jctn b z
«Осетия-моя
история»
Познавательная
(интеллектуальная)
деятельность
1
Проектная
деятельность
1
1
1
1
1
объединение
1
1
1
1
кружок
1
Курс
1
1
1
1
1
0,6
0,5
0,5
0,4
1
1
1
1
Курс
Функциональная
грамотность
кружок
Занимательна
я математика
Введение в
медицину
Семьеведение
кружок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Трудные
вопросы
математики»
(Подготовка к
ОГЭ по
математике)
Социо-культурная деятельность Волонтерский отряд
1
объединение
Недельный объем внеурочной деятельности
1
6
8
10
9
8
Количество учебных недель
34
34
34
34
34
Объем внеурочной деятельности за год
204
238
340
306
272
Общий объем внеурочной деятельности
1360
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Реализация внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ№108 - личностных и метапредметных.
Личностные результат — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Планируемые результаты по каждому направлению внеурочной деятельности и форма
оценки их достижения конкретизируются в рабочих программах курсов внеурочной
деятельности.
Эффекты реализации внеурочной деятельности:
•
•
•
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, краю, чувства
гордости, что я – гражданин России;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, в конечном счете,
основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом
системы ценностей.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты,
библиотека, спортивные залы, кабинеты Центра «Точка Роста».