ОБ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОМ ЦЕНТРЕ (ИБЦ) I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение является основой деятельности информационно библиотечного центра образовательной организации. 1.2. Информационно-библиотечный центр создается на базе библиотеки МБОУ СОШ № 108 им. Ю.В. Андропова г. Моздока и участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.3. Деятельность информационно-библиотечного центра (далее ИБЦ) отражается в Уставе образовательной организации. 1.4. В своей деятельности ИБЦ руководствуется: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в действующей редакции). Федеральным законом № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии со ст. 13 Закона о запрещении массового распространения экстремистской литературы». Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (в действующей редакции) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 7.0. 97 2016 г. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Нормативными и регламентирующими документами региональных и местных, органов управления образования. Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОО. 1.5. А дминистрация образовательной организации несет ответственность за доступность и качество инф орм ационно-библиотечного обслуживания ИБЦ. I. 4. Организация деятельности ИБЦ производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИБЦ 2.1. Основными целями деятельности ИБЦ являются: 2.1.1. Организация свободного доступа участников образовательного процесса посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации ко всем видам информационных ресурсов 2.1.2. Обеспечение участников образовательного процесса учебными, методическими и справочными материалами и информацией. 2.1.3. Создание в образовательной организации информационно-библиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами. 2.1.4 Совершенствование предоставляемых ИБЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 2.2. Задачами деятельности ИБЦ : 2.2.1.Обеспечить сбор, целевую концентрацию, обработку, систематизацию педагогической и иной информации, формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами и доведение ее до пользователя. 2.2.2. Организовать деятельность ИБЦ с применением современных информационных и коммуникационных технологий и информационных систем (адаптировать имеющееся или приобрести новое программное обеспечение в соответствии с новыми задачами ИБЦ); 2.2.3. Организовать информирование участников образовательного процесса о новых поступления в основной и электронный фонды информационно-библиотечного центра 2.2.4. Обеспечить свободный доступ ко всем видам информационных ресурсов и возможность самостоятельной работы с ними всем участникам образовательного процесса 2.2.5. Активизировать познавательную деятельность и читательскую активность субъектов обучения; 2.2.6. Создать условия для повышения уровня информационной культуры личности обучающихся (навыки независимого библиотечного пользователя, компетенции информационной и медиаграмотности). III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 3.1. ИБЦ осуществляет следующие функции: 3.1.1. Формирует фонд информационно-библиотечных ресурсов образовательной организации, комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных носителях информации, а также в информационных системах и веб-ресурсах: • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.1.2. Создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую обработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки) электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, указатели) 3.1.3. Осуществляет обслуживание обучающихся: дифференцированное обзоры, информационно-библиотечное • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их запросов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; • способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения; • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности • оказывает поддержку в организации мероприятий, ориентированных на развитие общей и информационной культуры личности, медиаграмотности и содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации образовательной организации в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 3.1.4. Осуществляет дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание педагогических работников: • осуществляет дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание • создает электронную медиатеку педагогической информации как элемент единой школьной информационной сети; • организует обзоры новых поступлений и публикаций, информирование руководства образовательной организации по вопросам управления образовательным процессом 3.1.6. Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в ИБЦ; 3.1.7. Консультирует педагогических работников, обучающихся по вопросам использования инструментов и сервисов Интернета в учебной и досуговой деятельности; 3.1.9. Консультирует по вопросам учебных изданий обучающихся. III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИБЦ 4.1. Право открытого доступа в ИБЦ имеют все участники образовательного процесса (далее - «Пользователи ИБЦ»). 4.1.1. Пользователи ИБЦ имеют право: • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых ИБЦ услугах; • пользоваться справочно-библиографическим аппаратом ИБЦ; • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; • продлевать срок пользования материалами; • получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда ИБЦ; • получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; • участвовать в мероприятиях, проводимых ИБЦ; • обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю образовательного учреждения. 4.1.2. Пользователи ИБЦ обязаны: • соблюдать правила пользования ИБЦ; • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; • поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе ИБЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках; • пользоваться ценными и справочными документами только в помещении ИБЦ; • убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника ИБЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; • расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ; • возвращать документы в ИБЦ в установленные сроки; • заменять документы ИБЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования ИБЦ; • полностью рассчитаться с ИБЦ по истечении срока обучения или работы в образовательной организации. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИБЦ 5.1. Пользователи обязаны соблюдать Правила пользования ИБЦ. 5.1.1. Пользователи, нарушившие Правила пользования ИБЦ и причинившие ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования ИБЦ, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования ИБЦ и действующим законодательством Российской Федерации. V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИБЦ 6.1. ИБЦ имеет право: • самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением об ИБЦ; • самостоятельно определять источники комплектования своих информационных ресурсов; • изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с руководителем образовательной организации, и действующим законодательством; • определять в соответствии с Правилами пользования ИБЦ виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями ИБЦ; 6.2. Обязанности ИБЦ: • соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы; • обслуживать пользователей в соответствии Положением и Правилами пользования ИБЦ; с действующим законодательством, • отражать в своей деятельности сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие; • не допускать государственной или иной цензуры, ограничивающей права пользователей на свободный доступ к информационным ресурсам; • не использовать сведения о пользователях и их читательских запросах, кроме случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечно информационного обслуживания; 6.3. Руководитель ИБЦ отчитывается перед руководителем образовательной организации и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством. VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ИБЦ 7.1. Работники ИБЦ имеют право: • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе учреждения и Положении об ИБЦ; • проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры и медиаобразования; • участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 7.2. Работники ИБЦ обязаны: • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами ИБЦ; • информировать пользователей о видах предоставляемых ИБЦ услуг; • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; • обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательной организации; • отчитываться организации; в установленном порядке перед руководителем образовательной • повышать квалификацию. VII. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ИБЦ 8.1. Запись обучающихся образовательной организации в ИБЦ производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников образовательной организации, родителей (иных законных представителей) обучающихся по паспорту. 8.2. Перерегистрация пользователей ИБЦ производится ежегодно. 8.3. Документом, подтверждающим право пользования ИБЦ, является читательский формуляр. 8.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю материалов из фонда ИБЦ и их возвращения в ИБЦ. 8.5. Порядок пользования абонементом: • пользователи имеют право получить на дом не более 3 (количество) материалов одновременно; • максимальные сроки пользования материалами: 10 дней • учебники, учебные пособия - учебный год; • научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц; • периодические издания, издания повышенного спроса -15 дней; • пользователи могут продлить срок пользования материалами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИБЦ 9.1. Организация деятельности ИБЦ включает пространственно-обособленные зоны различных типов: • Зона абонемент • Зона открытого доступа; Зоны могут быть рассредоточены по всей территории образовательной организации. Взаимодействие с другими структурными подразделениями образовательной организации, попадающими в пространственно-обособленные зоны ИБЦ, оформляется договорами о совместной деятельности 9.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами, программами образовательной организации, программами, проектами и планом работы ИБЦ. 9.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда ИБЦ, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности ИБЦ несет руководитель образовательной организации в соответствии с Уставом учреждения. 9.4. Режим работы ИБЦ определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательной организации.